Католический мир празднует торжество Пресвятых Тела и Крови Иисуса Христа
Торжество Пресвятых Тела и Крови Иисуса Христа (ранее именуемое Праздником Божьего Тела) традиционно отмечается в четверг второй недели по Пятидесятнице и во многих странах празднуется с большим размахом, сочетая богословскую глубину с народными и фольклорными традициями. Ниже мы приводим краткий обзор, позволяющий составить представление о том, как католики отмечают один из своих любимых праздников в этом году.
Рим: праздник Божьего Тела с Бенедиктом XVI
В Италии четверг, в который отмечается этот праздник, давно стал рабочим днем. После II Ватиканского Собора Конференция епископов Италии перенесла его на ближайшее воскресенье, однако Папа Иоанн Павел II в первый же год своего понтификата вернул обычай совершать процессию с Дарами в Риме именно в четверг. Теперь празднование начинается в Риме вечером, по окончании рабочего дня.
В 19.00 Бенедикт XVI возглавил праздничную Мессу в базилике Св. Иоанна на Латеранском холме. В своей проповеди понтифик обратил внимание на связь, существующую между священством и Евхаристией. Именно Евхаристия проясняет смысл Христова священства. Во время Тайной Вечери Иисус Христос принес в жертву хлеб и вино, выражая этим жестом Свою личность и Свою миссию. Он умер на кресте, погруженный в молитву, смысл которой – полное единение Его воли с волей Отца. Эта воля есть воля любви. Именно благодаря послушанию Иисуса воле Отца в Нем исполнился Божий замысел любви.
Иисус стал истинным Первосвященником, принимая на Себя грех мира. Христово священство тесно сопряжено со страданием. Иисус страдал нас ради и ради нашего Спасения. Страданиями Он «навык» послушанию, но не ради Своей, а ради нашей пользы, чтобы нам научиться послушанию. Евхаристия – это не ритуальная, а личная жертва. Во время Тайной Вечери Иисус, побуждаемый любовью, решил пожертвовать Собой ради нас. Силою Божией ситуация страшного насилия и несправедливости, жертвой которых Он стал, претворилась в акт высшей любви и правды. В этом и заключается суть Христова священства. Церковь унаследовала его и, дабы преобразовать этот мир Божией любовью, пронесла его через историю в двоякой форме: всеобщего священства всех верных и служебного священства пастырей.
Праздничная Месса в четверг совершается на площади перед Латеранской базиликой Св. Иоанна. После Мессы в этот день обычно проходит Евхаристическая процессия во главе с Папой. Ее маршрут традиционно пролегает по Виа Мерулана, от базилики Св. Иоанна до базилики Санта Мария Маджоре. Впереди на специальном автомобиле, оборудованном платформой, следует Святая Монстранция, за ней на «папамобиле» – Святой Отец. В Риме во время процессии в праздник Божия Тела не воздвигаются четыре алтаря, как это принято во многих странах. Вместо этого читаются специальные Евхаристические размышления, в промежутке между которыми верные поют гимны.
В этом году, однако, непогода внесла свои коррективы в программу праздника. Из-за сильного дождя Месса прошла не перед храмом Св. Иоанна, а внутри него. Процессия была и вовсе отменена, а вместо нее состоялась Адорация в том же храме.
Испания: празднование с особым размахом
Праздник Божьего Тела отмечается в Испании с особым размахом: здесь по своей пышности и богатству форм он вполне может сравниться с Рождеством. Атрибуты этого летнего торжества в Испании – это и разноцветные одеяния церковных братств в Толедо, и «танец пажей» в Севилье, и разукрашенные кареты в Кадиксе, и сражение Пороков с Добродетелями перед Святыми Дарами в Камуньяс и многое другое. При этом современность и средневековые традиции тесно переплетаются, создавая поистине уникальный «сплав».
Тем не менее, в 1991 г. выходной день в четверг был официально отменен, а праздник Божьего Тела перенесен на воскресенье. Однако это решение вызвало многочисленные протесты по всей Испании. В результате решением местных властей во многих областях страны выходной день в четверг и праздничные церемонии в этот день были возвращены. В некоторых городах, как, например, в Толедо, проходит две процессии – одна в четверг, а другая в воскресенье.
Евхаристическая процессия в Толедо отличается особой красочностью, наверное потому, что Толедо – это резиденция примаса Испании. А в этом году она была особенно пышной еще и по той причине, что следовала сразу за окончанием (30 мая) X Евхаристического Конгресса Испании. Жители города начинают готовиться к празднику загодя: за несколько дней до начала торжеств украшаются улицы, по которым пройдет процессия, и храмы. Над мостовой растягивается полупрозрачная ткань, таким образом образуется нечто вроде балдахина, под которым будут следовать Святые Дары. На балконах домов вывешиваются гобелены, ковры, шелковые занавески, флаги и знамена. В воздухе разлит аромат ромашки, розмарина и мяты, в изобилии рассыпанных вдоль маршрута процессии.
Накануне праздника церковные братства вручают награды самым заслуженным своим членам и принимают в свои ряды новых кандидатов. На улицах появляются группы музыкантов, чья задача – призвать горожан принять участие в празднованиях. Около 23.00 по маршруту процессии проходит специальная группа, с помощью мерного прута определяющая размеры монстранции и ширину улиц и удостоверяющая отсутствие преград на всём пути.
Во время процессии используется трехметровая монстранция, изготовленная в XVI веке известным мастером Энрике де Арсе по заказу кардинала Сиснероса и хранящаяся в сокровищнице Кафедрального собора Толедо. На ее изготовление пошло 180 кг серебра, 20 кг золота и множество драгоценных камней. Монстранцию везут на специальной платформе.
Процессия совершается по правилам 300-летней давности. Перед монстранцией шествуют церковные братства (чем старше их возраст, тем ближе к монстранции). Во главе процессии движется распятие XVI века, за ним – в красных одеждах так называемые «инфансонес», т.е. дворяне близлежащей области Ильескас, далее – в голубых одеждах так называемые «Мозарабские кавалеры», т.е. лица, доказавшие свое христианское происхождение со времен арабского господства или занятые изучением Мозарабской эпохи в Толедо. Следующая группа – Рыцари Святого Гроба в белых одеждах. Они составляют почетную гвардию примаса Испании. Далее шествуют в характерных зеленых плащах с белыми крестами Рыцари Божия Тела, к числу которых принадлежат известные лица из Латинской Америки и сотрудники Института испанской культуры. Непосредственно перед монстранцией идут дети, принявшие в этот день свое Первое Причастие.
Сразу за монстранцией идет примас Испании, архиепископ Браулио Родригес, за ним – представители региональных и городских властей, депутаты городского совета, главы местного самоуправления.
Процессия продолжается много часов и является ярким свидетельством католических корней Испании. Впрочем, город Толедо можно считать местом встречи сразу трех великих религиозно-культурных традиций: христианской, мусульманской и иудейской.
Некоторое замешательство в подготовку праздника в этом году внесла министр обороны в социалистическом правительстве страны Карме Чакон, потребовавшая, чтобы курсанты и преподаватели Толедского военного училища не участвовали в процессии и не воздавали традиционных почестей Святым Дарам. Однако всеобщее возмущение заставило ее отменить свое распоряжение.
Празднование в честь Пресвятых Тела и Крови Христа не заканчивается в Испании вместе с Евхаристической процессией. Городские власти обычно организуют в этот день концерты и фестивали, которые продолжаются до поздней ночи. В Гранаде эти фестивали длятся всю неделю.
Бельгия: возобновлена Евхаристическая процессия на «родине» праздника Божия Тела в Льеже
В Бельгии в этом году после сорокалетнего перерыва возобновлена Евхаристическая процессия в городе Льеже, в котором некогда впервые стали отмечать праздник Божия Тела. Это произошло в 1246 г. по инициативе Льежского архидиакона Жака Леодийского, а позднее Папа Урбан IV под влиянием мистических видений св. Юлиании из Корнильона распространил празднование на всю Церковь. В Льеже торжество Божия Тела всегда отмечалось с большой пышностью. Маршрут процессии пролегал вдоль реки Маас, а Святые Дары передвигались на специально украшенной барже. Однако с 1970 г. Евхаристические процессии здесь не проводились.
Нынешняя Евхаристическая процессия будет не столь пышной, как это бывало в прежние времена. Она пройдет в субботу после обеда, поскольку четверг второй недели по Пятидесятнице стал здесь рабочим днем, а праздник перенесен местными епископами на воскресенье. Местом проведения процессии станет центр города – вокруг церкви Пресвятой Евхаристии, которая является главным средоточием культа Христа Евхаристического в Льеже.
Иерусалим: церемония в храме Воскресения
В литургическом календаре Святой Земли торжество Пресвятых Тела и Крови Христа перенесено на ближайшее воскресенье. Однако, в виду особого статуса Иерусалима и храма Гроба Господня, в этом городе празднование всё же прошло в четверг. Согласно решению Конференции католических ординариев Святой Земли, оно стало одним из последних пунктов повестки дня близящегося к своему завершению Года Священника.
В базилике Воскресения (католический придел храма Гроба Господня) собрались многочисленные священники и миряне, среди них – немало паломников и туристов. Мессу на алтаре Гроба Господня возглавил недавно получивший хиротонию викарный епископ Иерусалимского латинского патриарха Вильям Шомали. Ему сослужили 5 епископов и свыше 70-ти священников. Молящиеся благодарили Бога за ныне заканчивающийся Год Священника. Епископ Шомали в своей проповеди подчеркнул, что праздник Тела Господня сокровенным образом указывает на дар священства, в основании которого лежит Пасхальная тайна. Слова Христа: «Сие творите в Мое воспоминание», прямо относятся к Жертве, имевшей место прямо здесь, на Голгофе. Отличительным свойством священника, — сказал епископ Шомали, — должно быть послушание Богу и Церкви.
По окончании Мессы торжественная Евхаристическая процессия троекратно обошла Гроб Господень и прошла у подножия Голгофы. Почитание Святых Даров имело место у Гроба Господня, у алтаря Марии Магдалины и в часовне Пресвятой Евхаристии.
Польша: десятки тысяч верных приняли участие в Евхаристических процессиях
В Польше торжество Пресвятых Тела и Крови Христа – это выходной день. Десятки тысяч верных приняли участие в Евхаристических процессиях, самые внушительные из которых прошли в Кракове и Варшаве.
Председатель Конференции епископата Польши архиепископ Юзеф Михалик возглавил процессию в Пшемышле на востоке страны. В своем слове он призвал паству голосовать на предстоящих в июне президентских выборах за кандидатов, отстаивающих католические моральные ценности.
В Кракове кардинал Станислав Дзивиш отметил, что в мире, раздираемом войнами и конфликтами, Иисус Христос призывает нас к единству. Только в этом случае наше свидетельство о Нем будет убедительным. «Он, Сын Божий, пришел в мир и пожертвовал Своей жизнью, чтобы собрать в одно стадо рассеянных детей Божьих. Дело восстановления единства, созидания общины – это задача каждого очередного поколения», — сказал кардинал.
Нынешнее празднование проходит в преддверии знаменательного и очень важного для Польши события. В воскресенье 6 июня в Варшаве на площади Пилсудского состоится церемония беатификации священника Ежи Попелушко – капеллана независимого профсоюза «Солидарность» в годы тоталитарной диктатуры, погибшего от рук коммунистических спецслужб осенью 1984 г.
Архиепископ Варшавский Казимеж Ныч по окончании процессии призвал поляков к единству во имя верности заветам о. Попелушко. «Этот призыв обращен ко всем без исключения, — сказал архиепископ. – Ищите путей польского единства, которое будет стоять на службе всем людям, всем семьям, всем слоям общества. Соревнуйтесь друг с другом в выработке программ обновления нашего отечества не только в ходе предвыборной кампании, но постоянно, руководствуясь заботой о национальных интересах».
Со своей стороны, архиепископ Люблинский Юзеф Жичиньский заявил, что в воскресенье 6 июня, сразу же после провозглашения о. Попелушки блаженным, издаст декрет, которым отдаст под его покровительство один из приходов своей епархии.
В России торжество Пресвятых Тела и Крови Христа по решению Конференции католических епископов РФ будет отмечаться в воскресенье 6 июня.
Перевод: Сибирская католическая газета