Канонизация Петра Фавра как ключ к пониманию личности Папы Франциска

17 декабря с.г. издал декрет, которым распространил на всю Церковь культ блаженного Петра Фавра, SJ, (до этого момента существовало его местное почитание в Обществе Иисуса и епархии Анси), тем самым причислив его к лику святых. Канонизационный процесс о. Петра Фавра продолжался несколько столетий и был завершен личным решением нынешнего Папы, предоставившего диспенсу от требуемого в этом случае еще одного чуда.

Святой Петр Фавр, живший пятьсот лет назад, был провозвестником нарождающейся в то время духовности Общества Иисуса, которую он распространял во время своих многочисленных путешествий. Сын савойского крестьянина, он закончил Сорбонну, преподавал в Римском университете, но не раздумывал ни минуты, когда Папа попросил его оставить престижную кафедру и отправиться в область Пармы, чтобы обучать катехизису простых людей. С тем же послушанием Папе святой Петр Фавр отправился в Германию, чтобы наводить мосты диалога с лютеранами.
Он не слишком верил в эффективность богословских диспутов с протестантами, хотя и активно участвовал в них, считая более важным реформировать жизнь католического духовенства так, чтобы не было стыдно перед последователями Лютера. Он сам дал обет никогда не брать платы за совершение Мессы или проповедь (что было тогда главным источником существования для священников), если только отказ не заставляет страдать того, кто предлагает деньги. Фавр категорически не принимал насилия в отношении протестантов и отдавал предпочтение добрым личным контактам с ними. «Кто хочет помочь современным еретикам, — писал он, — должен искренне любить их, изгонять из своего сердца любые неблагоприятные для них мысли и чувства. Далее он должен завоевать их благоволение и любовь дружеской беседой о тех вещах, в которых мы едины, тщательно избегая спорных вопросов, из-за которых могла бы возникнуть перебранка или взаимные упреки. Мы должны прежде всего обсуждать то, что нас объединяет, а не то, что нас разделяет».

Фавр стал первым священником Общества Иисуса, а затем вместе с Игнатием Лойолой и другими товарищами принес на Монмартре знаменитый обет бедности и паломничества в Иерусалим, а также обещание послушания Папе. Именно Петр Фавр служил Мессу, на которой первые собратья во главе со святым Игнатием Лойолой принесли свои обеты. Война венецианцев с турками помешала им уехать на Святую Землю, и тогда первая община будущего Ордена иезуитов отправилась к Папе Павлу III, который дал Игнатию и его товарищам различные поручения. Петр Фавр много путешествовал по Европе, проводил духовные упражнения, посещал монастыри, проповедовал, причем эти интенсивные труды негативно сказались на его здоровье. Будучи уже тяжело больным, он взялся за исполнение последнего поручения Папы, который назначил его богословским консультантом Тридентского Собора. Однако 1 августа 1547 г. Петр Фавр скончался в возрасте всего лишь сорока лет.

Духовное наследие святого Петра Фавра сосредоточено в его «Мемориале», который он писал на испанском и латинском языках. Это своего рода дневник, свидетельствующий, наряду с его письмами, о его глубокой вере и подлинно христианском образе жизни.
Петр Фавр представлял тип священника, в котором нуждалась погруженная к глубокий кризис Церковь XVI века. Высокая образованность и глубокие знания соединились в нем с безупречностью жизни, с личной святостью. Он достиг несравненных высот в проведении духовных упражнений по системе св. Игнатия Лойолы. Считалось, что он умел их преподавать лучше, чем сам св. Игнатий. Отец Петр был выдающимся духовником, наставником, проповедником, способным достучаться до сердец как простых людей, так и королей, вельмож, епископов…

В одном из изданий Общества Иисуса будущий Папа Франциск, кардинал Хорхе Бергольо, назвал Петра Фавра «реформированным священником». «Иезуитов, — пояснил главный постулатор Общества Иисуса о. Антон Витвер, — всегда считали реформированными священниками, и не одного только Петра Фавра, потому что они жили своим священством в бедности, – что является решающим аспектом, – и отдавали себя в распоряжение всей Церкви, не прося ничего взамен. Это было новшеством, и этот аспект сохранился в духовности Общества».
Для современных католиков, — продолжил о. Витвер, — святой Петр Фавр должен стать прежде всего примером отношения к повседневной жизни, на которую мы призваны взирать очами веры. Кроме того, Петр Фавр является “святым христианской совести”, покровителем испытания совести, к которому все мы призваны».

Интересную параллель между Петром Фавром и Папой Франциском провел главный редактор журнала «La Civilta’ Cattolica» о. Антонио Спадаро, — выделив три ключевых слова, способствуюших пониманию этих двух личностей: диалог, распознавание, граница
«Диалог со всеми, даже самыми дальними, с противниками; простое, можно сказать, народное благочестие, какое-то простодушие – а ведь Папа сам говорил о своем простодушии и некоторой “хитрости”»: так отец Спадаро описывает сходство между святым Петром Фавром и Папой Франциском. Но главное в них – это способность к духовному распознаванию; именно оно лежит в основе волевых и значимых решений людей, исполненных в то же время огромной доброты.
Петр Фавр был человеком, лишенным мыслительных барьеров и предубеждений, продолжил о. Спадаро. Он был церковным реформатором, но полагал, что для этого нужно время, и основывал это свое стремление на личных дружеских отношениях и на широте своего сердца, которым стремился объять весь мир. Так однажды он почувствовал желание молиться одновременно о Папе, о Лютере, о Генрихе VIII (английском короле, ставшем инициатором церковного раскола) и о султане Сулеймане II.
«Это отсутствие ментальных барьеров, — подвел итог о. Антонио Спадаро, — очень напоминает миссионерский пыл Папы Франциска».

Папа Франциск отправит благодарственную Мессу за нового католического святого 3 января 2014 г. в римской церкви Святого Имени Иисуса. В ней примут участие проживающие в Риме .

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна