К 20-летию религиозной свободы

Сестры-монахини из Конгрегации Служительниц Иисуса в Евхаристии разделили с Католической Церковью в России трудные времена подполья, а затем – светлую радость возрождения…

Рассказывает сестра Терезия Ванглер, SJE:

Наша конгрегация была основана в 1923 г. епископом Вильнюсским блаженным Георгием Матулевичем в ответ на сложную ситуацию в его епархии, которая после Первой мировой войны оказалась на территории трех государств. Имевшиеся в Вильнюсе женские ордена были ориентированы на работу с поляками, и епископ Матулевич, желая охватить своей пастырской заботой и других верующих своей епархии, основал две женские монашеские конгрегации, окормлявшие литовцев и белорусов. По первоначальному замыслу нашего основателя, сестры нашей конгрегации должны были заниматься религиозно-просветительской работой среди девушек в маленьких городках и сельской местности. Опеку над новой конгрегацией Сестер Евхаристок епископ Матулевич поручил священникам ордена Отцов Марианов, к которому и сам принадлежал. В городе Друе, где располагался первый дом нашей конгрегации, тогда не было даже школы. Совместно с Отцами Марианами сестры открыли гимназию, а позже основали училище, где обучали девушек ткачеству, швейному делу и другому ремеслу.

После Второй мировой войны все эти территории вошли в состав Советского Союза, и с этого времени наша конгрегация была вынуждена уйти в подполье. Кроме того, ей пришлось разделиться: часть сестер уехала в Польшу, а другие остались в Белоруссии. Со временем стали открываться новые точки: Вильнюс, Рига, Даугавпилс, Тбилиси. В 1976 г. священник Альбинас Думбляускас, работавший в Караганде, пригласил наших сестер в Казахстан. С этих пор конгрегация Сестер-Евхаристок «пошла на восток». Следующими местами их служения стали Караганда, Целиноград (Астана), Кустанай, с 1981 г. – Душанбе, с 1984 г. – Маркс и Новосибирск.
Разумеется, свое монашеское призвание тогда приходилось тщательно скрывать. Сестры работали по светской специальности или учились, а одновременно оказывали помощь священникам в приходе: следили за порядком в ризнице, чистотой в храме, катехизировали как детей, так и взрослых. Очень много работы было в Западной Сибири: на всю ее огромную территорию в середине 80-х годов был лишь один священник – о. Саулюс Битаутас, и наши сестры сопровождали его в многочисленных пастырских поездках.

В советское время в нашем ордене было очень много призваний, причем на востоке – почти все из Караганды. Эта земля была полита кровью мучеников – ведь здесь на огромной территории располагался печально знаменитый Карлаг, – а, как известно, «кровь мучеников есть семя христианства». Была и еще одна причина. Среди узников Карлага было немало священников, и потом некоторые из них остались в Караганде. Это были люди святой жизни, способные на своем примере показать красоту христианства. Благодаря ним у карагандинских верующих был постоянный доступ к Таинствам, постоянная возможность вкушать духовную пищу. Были, разумеется, священники и в других местах, но то были «маленькие оазисы». Караганду же можно было смело назвать «очень большим оазисом». В этом «большом оазисе» и вызревали многочисленные призвания к священству и к монашескому служению.

Сама я родилась и выросла в Душанбе. Священники у нас появлялись не чаще одного раза в год. Первым приехал о. Владислав Буковинский в 1957 г. Он объезжал города и селения Таджикистана, всюду разыскивал католиков (здесь это были, главным образом, немцы, высланные с Украины), крестил, венчал, исповедовал, причащал, причем делал всё это по преимуществу ночью. Иначе тогда было нельзя по соображениям конспирации. Отец Владислав венчал и моих родителей, крестил моих старших брата и сестру. Спустя 10 лет он же преподал моему старшему брату и сестре Первое Святое Причастие.
Конечно, отец Владислав стремился, чтобы все верующие принимали Таинства сознательно. Он катехизировал, готовил людей к Таинствам, но много ли можно было успеть за одну-две недели? Очень многое зависело от обстановки в семье. Моя семья была глубоко верующей. Папа и мама – из российских немцев, папа – родом из Одесской области, мама – с Поволжья, прошла трудармию. А встретились и поженились они уже в Таджикистане. Мы регулярно молились дома. Ежедневно читали Розарий, причем мне рассказывали, что раньше его читали полностью, а на моей памяти читали только одну тайну. Были у нас семейные реликвии, например, большое распятие, принадлежавшее моей бабушке, книги религиозного содержания, иконы которые следовали за нами при всех переездах. Книги были на немецком языке. Как сейчас помню книгу под названием «Жизнь Иисуса Христа», а также напечатанные готическим шрифтом Катехизис и два старых молитвенника. Мама часто рассказывала детям что-нибудь из Катехизиса.

В 1976 г. удалось официально зарегистрировать католическую общину в Душанбе. Спустя какое-то время здесь появился первый постоянный священник, о. Иосиф Свидницкий, и с этого момента наша духовная жизнь стала куда более интенсивной. Моя мама постоянно ходила в церковь и брала с собой нас, детей. Именно под влиянием проповедей о. Иосифа я ощутила в себе призвание к монашеской жизни, и когда в 1981 г. в нашем приходе начали свое служение Сестры-Евхаристки, я сразу же пришла к ним. Первые монашеские обеты я принесла 5 декабря 1982 г.
В годы подполья, вынужденные работать на государственной работе или учиться, чтобы не быть осужденными Советской властью «за тунеядство», мы берегли каждую минуту, чтобы прочитать свои монашеские молитвы, сохранить жизнь в общине и помочь священникам в приходах. И Бог посылал нам Свою особую благодать.

Поначалу всё шло как и раньше, но к концу 80-х в воздухе запахло свободой: мы могли действовать более открыто. Большой радостью для нас было и появление нового поколения «своих» священников – из числа тех юношей, которые в 70-х годах открыли в себе духовное призвание. Целая группа священников вышла из Караганды. В 1990 г. был рукоположен мой земляк – о. Антон Гсель, тоже родом из Душанбе. Всё больше становилось таких «оазисов», где можно было получить духовное окормление.

Лично для меня переломным моментом, с которого начался отсчет новой эпохи, стали духовные упражнения для священников в 1991 г. в Душанбе. Проводил их специально приглашенный священник из Германии, а участвовали «наши» священники – Иосиф Верт, Иероним, Николай и Отто Мессмеры, Иосиф Шмидляйн, Антон Гсель, Клеменс Пиккель, Михаил Ляткаускас. Мы уже знали, что Папой принято решение об учреждении трех Апостольских администратур для России и Казахстана и очень этому радовались, хотя и не представляли тогда всех последствий этого решения. Сильно радовал сам факт, что вскоре у нас появится «свой» епископ, как и тот факт, что все три новых епископа – Тадеуш Кондрусевич, Иосиф Верт, Ян Ленга, – были «наши». Кстати, я и сейчас воспринимаю Католическую Церковь на всей территории бывшего Советского Союза как «свою» Церковь. В любом из приходов, в которых проходило мое служение в последние 20 лет: в Душанбе, Марксе, Караганде, Новосибирске и Астане я чувствую себя дома.

Я была на хиротонии епископа Иосифа Верта, которая проходила 16 июня 1991 г. в Москве. В храме было очень много людей, приехала большая делегация (человек в 80) из Маркса, где отец Иосиф раньше служил настоятелем. Было много священников и сестер. Чувствовалось, что мы – Вселенская Церковь! Мне особенно врезались в память слова епископской присяги, которые произносил отец Иосиф: о том, что он обязуется хранить в чистоте веру Церкви. После Мессы были многочисленные поздравления. Трудно было не разделить эту атмосферу всеобщего ликования. В тот день мы впервые появились на улицах города в наших монашеских одеяниях. Это было внешнее свидетельство наступившей религиозной свободы.

Теперь, размышляя о прошлом и настоящем, могу сказать следующее. Католическая Церковь в Советском Союзе была почти «не видна», почти вся ее деятельность проходила в глубоком подполье. Но у этой Церкви были очень мощные корни, и когда условия изменились к лучшему, тут же появились всходы. С появлением же канонических структур древо Церкви смогло окончательно окрепнуть, вырасти, стать мощным. Слава Богу, что теперь верующим католикам России уже не нужно преодолевать несколько тысяч километров, чтобы получить Таинства!

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна