Эхо апостольского визита в Ливан
Всё еще не утихают отзвуки завершившегося в минувшее воскресение визита Бенедикта XVI в Ливан. Сам Папа посвятил этой поездке свое катехизическое наставление на традиционной общей аудиенции «по средам», имевшей место в Зале им. Павла VI 19 сентября с.г.
Одной из ключевых его фраз стало утверждение, согласно которому «христиане и мусульмане должны вместе нести искреннее и решительное свидетельство против раздоров, насилия и войн», а Ливан призван быть примером согласия на Ближнем Востоке и в мире.
Вспоминая о встречах, состоявшихся на протяжении трех дней, проведенных им в Ливане, Святой Отец особо отметил горячий прием, с которым его встречали все, включая тех, кто исповедует ислам: «Мусульмане приняли меня с большим уважением и искренним почтением; их постоянное и внимательное присутствие дало мне возможность обратиться к ним с призывом к диалогу и сотрудничеству между христианством и исламом: мне кажется, для них настал момент дать искреннее и решительное свидетельство против разделений, против насилия, против войн».
Чуть ранее, вспоминая о радостной встрече с тысячами молодых людей у резиденции маронитского патриарха, Бенедикт XVI отметил: «Видя, как молодые христиане и мусульмане празднуют вместе, я призвал их сообща строить будущее Ливана и Ближнего Востока, и вместе противостоять насилию и войне. Согласие и примирение должны стать сильнее ударов смерти».
Именно в этом нужно видеть семена надежды на мир для Ливана и не только, — заявил Папа, который в начале речи подчеркнул мотивы своего апостольского визита на эту историческую землю: «Я очень желал совершить эту поездку, несмотря на трудные обстоятельства, поскольку считаю, что отец должен всегда быть рядом со своими детьми, когда они сталкиваются с серьезными проблемами. Мной двигало горячее желание возвещать мир, оставленный воскресшим Господом Своим ученикам и выраженный в этих нескольких словах “Мир Мой даю вам “».
Бенедикт XVI назвал поездку “волнующим церковным событием”, и выразил восхищение пылом христианского свидетельства на этой святой земле, хранящей следы пребывания там Христа и, вместе с тем, страдающей от вечно зияющих ран: «Перед лицом страданий и драм, не преходящих в этой зоне Ближнего Востока, я поддержал справедливые чаяния этих возлюбленных народов, призвав их к ободрению и миру. В частности, я имею в виду жестокий конфликт, от которого страдает Сирия, и который является причиной тысяч смертей, потока беженцев, растекающихся по всему региону в отчаянных поисках безопасности и будущего; и я не забываю и о сложной ситуации Ирака».
Кульминацией визита для христианской общины стало подписание и вручение местным епископам пост-синодального Апостольского обращения Ecclesia in Medio Oriente. Посредством этого документа Бенедикт XVI выразил свою близость и любовь к поместным Церквам Ближнего Востока: «Я призвал ближневосточных католиков устремить взоры к распятому Христу, дабы найти силы даже в трудных и болезненных ситуациях для того, чтобы прославлять победу любви над ненавистью, прощения над местью и единства над разделением (…). Даже будучи “малым стадом”, они не должны бояться, будучи в уверенности, что Господь всегда с ними. И Папа не забывает о них».
Со своей стороны, префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри, сопровождавший Святого Отца в его поездке, отметил в своем интервью газете «Оссерваторе Романо», что Бенедикт XVI увидел на Ближнем Востоке живую и творческую, а отнюдь не «музейную» Церковь. «Я увидел стадо, которое никогда не боялось воя волков, — сказал кардинал, — стадо, которое ныне заново открыло источники силы и мужества, связанные с обеспечивающим безопасность присутствием заботливого пастыря; стадо, которое без колебаний следует за пастырем, не взирая на приближающуюся угрозу».
На вопрос, не угрожает ли ближневосточному христианству полное исчезновение, глава ватиканской дикастерии признал, что эта опасность вполне реальна, причем касается она и католиков, и православных. И тем, и другим приходится нелегко в условиях доминирующего мусульманского окружения. «Однако я не теряю надежды, — продолжил кардинал Сандри, — поскольку истинный ислам всегда отличало уважительное и терпимое отношение к исповедникам других религий. Может быть, к этой традиционной терпимости следует и еще кое-что добавить, чтобы обеспечить более заметное присутствие Церкви в повседневной жизни».