Духовный аспект трагедии на Гаити
Всех нас повергли в ужас сцены разрушений и смерти на Гаити. Многие из нас хотели бы прийти на помощь страждущим гаитянам. И, несомненно, в эти дни будет произнесено много проповедей, цель которых – помочь нам уяснить, как Бог, Который есть Любовь, мог допустить подобный кошмар.
Одно из наиболее шокирующих объяснений было предложено известным американским евангелистским проповедником Пэтом Робертсоном. По его мнению, Гаити проклята Богом за «договор с дьяволом», который отцы-основатели этой страны заключили в свое время, чтобы добиться независимости от Франции (Ред.: 80% гаитян являются католиками по крещению; в этом островном государстве есть и другие христианские церкви; известно, однако, что большинство гаитян практикует демонический культ Вуду, а бывший диктатор Гаити Дювалье фактически превратил его в государственную религию). Комментарии Робертсона, как и следовало ожидать, вызвали шквал возмущения.
Конечно, нельзя отрицать, что в Ветхом Завете есть немало примеров наказаний, посылаемых народам от имени Бога за идолопоклонство или нарушение нравственных норм, и некоторые христиане и сегодня обращаются к этим текстам, интерпретируя в их свете текущие события. Однако современные католики, в поисках ответа на вопрос, как поступает Бог с грехом, обратят свой взгляд в ином направлении. Им достаточно будет взглянуть на Распятие, которое находится в алтарной части их храмов. В страданиях Христа Распятого Бог свободно, побуждаемый любовью, примирился с грешным человеком.
Сами евангелистские пасторы в своих проповедях очень любят цитировать стих Ин 3,16. Нам следовало бы как следует вдуматься в его смысл: «Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него».
У трагедии в Гаити, вероятно, будут далекоидущие последствия: не только для тех людей, которые потеряли там своих близких, но и у всего поколения, ставшего свидетелем разрушений. Нам очень важно извлечь правильный духовный урок из того, что произошло там.
Многие новостные агентства в связи с катастрофой на Гаити вспоминают сравнительно недавний ураган Катрин, опустошивший побережье Мексиканского залива в США, или землетрясение в Мехико в 1985 г. Однако по своему психологическому воздействию на современников стихийное бедствие на Гаити, пожалуй, ближе к Лиссабонскому землетрясению 1755 г. То землетрясение сопровождалось цунами и пожаром, практически весь город был разрушен, в результате погибло около одного миллиона человек.
Катастрофа в Лиссабоне изменила мышление многих ведущих интеллектуалов, «властителей дум» XVIII столетия, включая Вольтера и Канта. Землетрясение произошло в торжество Всех Святых, в католической стране (ред.: в час, когда в храмах шла св. Месса). Как раз это обстоятельство заставило многих европейцев подвергнуть серьезной ревизии свою веру в Бога.
Нечто подобное случилось и теперь. Таким образом сегодня «Гаити» – это тест нашей веры в Бога, как и нашего отношения к ближнему.
Размышляя о событиях в Гаити, я невольно вспомнил об отце Дамиане Молокайском, «пастыре прокаженных», канонизированном Папой Бенедиктом XVI прошлой осенью. Несколько лет назад мне довелось посетить остров Молокай, принадлежащий к группе Гавайских островов. Там в приходской церкви я увидел одну фотографию 30-х годов прошлого века. Это была фотография пожилой женщины. Проказа уничтожила ее уши и нос, а также все пальцы на руках и ногах. Кроме того, она еще и ослепла. Тем не менее, как мне сказали, она ежедневно читала Розарий, передвигая бусинки зубами. Некоторое время спустя я беседовал со священником-миссионером, который открыл приют для страдающих от проказы больных. Ежедневно он служит там Мессу. И вот, один пожилой человек, также ослепший от болезни, во время Молитвы верных неизменно вставляет свое прошение: «Спасибо Тебе, Боже, Отче, за всё то доброе, что Ты мне дал».
Философы и богословы продолжат свои изыскания в надежде разрешить проблему страдания в мире. Но самый лучший ответ на вопрос о смысле страданий дают те люди, чьи собственные страдания больше, чем мы можем вообразить, и которые вместе с тем ощущают близость Бога, солидарного с ними в их страданиях.
В своей проповеди во время Мессы канонизации отца Дамиана Папа Бенедикт XVI сказал следующее: «Иисус предлагает Своим ученикам отдать Ему всю свою жизнь, без расчетов, без поисков личной выгоды, с непоколебимым упованием на Бога. Святые откликаются на это, сопряженное с суровыми требованиями предложение, и следуют за страждущим и вознесенным на крест Христом со смиренным послушанием. Их совершенствование протекает в логике веры, которую в мире сем никогда не удастся до конца постигнуть человеческим разумом, сопряжено не с желанием поставить себя самого в центр событий, а, скорее, с желанием идти против течения и жить согласно Евангелию».
В этих соображениях и следует искать ключ к интерпретации «события Молокай» и «события Гаити». Этими соображениями определяется специфика нашего – христианского – ответа на их вызов.
Перевод: Сибирская католическая газета