Дискуссия о «пакете Яровой-Озерова» состоялась в Общественной палате с участием религиозных деятелей
Полемика по поводу самого обсуждаемого в последние дни законопроекта—так называемого «пакета Яровой-Озерова» — состоялась 29 июня в Общественной палате РФ (ОП) в рамках научно-практической конференции «Церковь и государство: вызовы современности». Накануне, 24 июня, Государственная Дума РФ одобрила федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (№1039149-6). Этот пакет, названный именами его инициаторов, 29 июня одобрен Советом Федерации Федерального собрания РФ.
С жесткой критикой «пакета Яровой» выступил член ОП, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников — РОСХВЕ) Сергей Ряховский. В этот день он направил обращение Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко с просьбой не одобрять этот законопроект и с предложением его доработки. На конференции в ОП С. Ряховский подчеркнул, что предложенные законопроектом меры, связанные с регулированием миссионерской деятельности, входят в противоречие не только с Конституцией РФ и федеральным законодательством о свободе совести, но и со Священным Писанием, которое обязывает каждого христианина быть миссионером. Даже если «пакет Яровой» будет принят сейчас и одобрен Президентом РФ, «любые запреты на проповедь Евангелия будут проигнорированы», заявил Ряховский.
В этом случае, если буква закона будет соблюдаться, можно говорить о возвращении ко времени советских атеистических репрессий. Если же, как успокаивают верующих, «это не коснется крупных религиозных организаций», то получится, что речь заранее идет об избирательном правоприменении. Именно в этой сфере лидер РОСХВЕ видит самую большую проблему: «Вопиющее невежество» местных чиновников превратит «пакет Яровой» в карательный инструмент, в частности – пострадают тысячи протестантских общин. «Я не хочу, чтобы у нас появились узники совести. Но я готов стать первым из них, если надо», — сказал С. Ряховский, напомнив, что его отец трижды сидел в советских лагерях за свое исповедание.
«Узником совести» начальствующему епископу РОСХВЕ стать не удастся, заметил адвокат Славянского правового центра Константин Андреев. «Посадок не будет, будут большие штрафы», — пояснил он. По его словам, обсуждаемый законопроект – это попытка создания «крепостного религиозного права». Этому будет способствовать нечеткость дефиниций: понятия «исповедание веры», «распространение», «миссионерство» — смешаны, регламентация в отношении миссионерской деятельности дает простор для произвольных толкований. Адвокат предложил создать движение «Юристы за свободу совести», которое бы объединяло не только юристов-христиан, но и представителей других религий. О необходимости консолидации сил юристов и правоведов перед надвигающейся угрозой говорил также С. Ряховский, доктора юридических наук Анатолий Пчелинцев, Александр Залужный, Сергей Марковский. Последний отметил также, что новый закон, если его примут, «ударит по третейским судам», к числу которых он относит и внутренние суды религиозных организаций. Правда, к церковному суду РПЦ эта угроза не относится, скептически отметил юрист.
«Не паниковать» призвал религиозных деятелей руководитель аппарата Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко, выступивший на конференции в качестве «частного эксперта». По его словам, «пакет Яровой», если внимательно читать предложенные изменения, «не касается конституционных прав граждан». Он призвал также «не торопить события», «посмотреть», как будут применяться новые законодательные нормы. В то же время самим религиозным организациям эксперт ненавязчиво рекомендовал быть более активными и конструктивными: согласно его данным, за последние 15 лет всего три закона были пролоббированы религиозными организациями, несмотря на то, что число самих этих организаций удвоилось, у них появилось больше площадок для выражения своей позиции. Чтобы консолидировать действия религиозных организаций, упорядочить их взаимоотношения между собой, С. Медведко предложил их лидерам подписать «антипрозелитический пакт». «Вот это уж точно будет противоречить Конституции, где записано право каждого менять свою веру», — отреагировал С. Ряховский.
Председатель совета РАРС (Российской ассоциации религиозной свободы) Александр Кудрявцев отметил, что российское законодательство о свободе совести – «самое либеральное в Европе», его не стоит улучшать. В этом смысле предложения Яровой-Озерова являются «избыточными», они вторгаются в сферу, которая уже и так достаточно урегулирована, и дублирование норм все только запутает. По словам эксперта, сегодня важно не новые законы принимать, а добиться единообразия в применении уже существующих. А для этого необходимо, наконец, создать стратегию государственно-религиозных отношений, работа над которой была начата и приостановлена, пояснил А. Кудрявцев.
Существующая в России модель государственно-религиозных отношений «дефектна», «дисфункциональна», продолжил тему доктор юридических наук Игорь Понкин. Он пояснил, что эта модель ориентирована «на конкретного чиновника» и привел примеры резкого изменения «курса» со сменой руководителя. Это позволяет государству вмешиваться в деятельность религиозных организаций и не дает возможности адекватно реагировать на острые вызовы современности.
«Провалы» в сфере государственно-религиозных отношений обозначил и один из руководителей «Славянского правового центра» Анатолий Пчелинцев: это до сих пор не легализованный институт капелланов, который уже де факто действует; и вопросы альтернативной гражданской службы; и проблемы государственной религиоведческой экспертизы, столь необходимой для борьбы с экстремизмом. Предложения же Яровой-Озерова, мотивированные именно этой борьбой, «абсолютно не окажут эффективного воздействия» в этой области, но права верующих «будут поражены многократно», убежден юрист. По его словам, вместо консолидации и стабильности такие предложения вносят в общество раскол, зато они «на руку правоохранителям на местах и их отчетам по борьбе с экстремизмом».
Во второй половине дня на конференции выступили юристы—представители различных религиозных организаций, в основном – протестантских из 14 регионов России. Они поделились опытом государственно-религиозных отношений на местах и выразили свою тревогу по поводу принятия «пакета Яровой-Озерова».
Юлия Зайцева
Источник: Благовест-инфо