Что такое Саграда Фамилия?
Освящение базилики Святого Семейства в Барселоне стало кульминационной точкой визита Бенедикта XVI в Испанию 6-7 ноября с.г. Строительство этого храма продолжается вот уже 130 лет, но не закончено до сих пор. Ныне специалисты полагают, что для полного завершения работ нужно еще 20 лет. Так что же представляет собой этот удивительный храм? Нашими экскурсоводами станут его настоятель, а одновременно – вице-постулатор беатификационного процесса архитектора Антонио Гауди, священник Льюис Бонет, и британский архитектор Марк Берри, с 1979 г. включившийся в реализацию гениального проекта Гауди. Беседа с о. Бенетом и мистером Берри опубликована на интернет-странице польской редакции Ватиканского радио.
М. Берри: «Я – пожалуй единственный член ныне работающей на строительстве храма группы архитекторов, который привык использовать традиционные методы. Именно поэтому меня назначили ответственным за внедрение новых технологий, прежде всего компьютерной графики. Нам удалось перенести наработки Гауди в цифровое пространство. Но оказалось, что обычные программы, используемые архитекторами, в данном случае совершенно не годятся. Нам пришлось прибегать к программам, используемым инженерами при проектировании самолетов и кораблей. Выяснилось, что Саграда Фамилия имеет массу общего с аэронавтикой. В итоге, мы ничего не потеряли из творческого наследия Гауди и сэкономили массу времени».
Проблемы, о которых говорит Марк Берри, проистекают из совершенно особого стиля испанского архитектора, совмещавшего шпилевую готику с элементами, почерпнутыми из мира природы, из богатой формами флоры и фауны.
Свящ. Л. Бонет: «В целом можно сказать, что Гауди глубоко проник в геометрию мира природы: деревьев, растений, человеческого тела, а также гор и морей. Он был убежден, что природа приводит нас к Богу. Он любил говорить: мой учитель – дерево за окном. Всё гениальное проистекает из великой Книги Природы. По убеждению Гауди, процесс сотворения мира еще не закончен. Все те, кто, изучая законы природы, на их основании производят новые вещи, являются соработниками Творца. Тем самым, Гауди полемизировал с неоготикой. Он прекрасно знал этот стиль и реформировал его. Его готика – это готика, преображаемая в природу, это – “прозрачная” готика, поскольку она открыта вовне. Она напоминает украшенное звездами небо».
Проект строительства храма был реализован на 60%. Были закончены главный неф, пол, витражи, главный алтарь и балдахин. Церковь может вместить 8 тысяч молящихся. Ее площадь 4,5 тыс. кв. м. У храма три фасада: Рождества, Страстей Христовых и Славы. В каждом из фасадов три двери, символизирующие три богословских добродетели: веру, надежду, любовь. Фасад Рождества обращен к востоку и символизирует жизнь. Он исполнен в готическом стиле и имеет весьма богатый орнамент, изображающий бурное цветение природы. Здесь переплетаются элементы фауны и флоры: черепахи, улитки, утки, петухи, совы… Благодаря этому фасад представляет полноту жизни. Фасад же Страстей – это памятник страданиям Христа. Его форма проста и сурова, орнаментов здесь немного и они отображают осенние и зимние пейзажи. Третий фасад – фасад Славы – до сих пор еще не закончен. Этот фасад обращен на юг и изображает человека в центре тварного космоса.
Верхняя часть базилики напоминает лес: вершины деревьев устремляются в небо. «Лес» – это 18 башен различной высоты. 12 из них символизируют апостолов; 4, чуть более высокие – евангелистов. На каждой из этих башен помещены атрибуты, указывающие на конкретного евангелиста. Еще более высокая, украшенная звездами башня символизирует Марию. А над всем ансамблем доминирует самая высокая башня, представляющая Иисуса. Ее высота 170 м. и она видна издалека. Днем она сияет светом, отраженным покрывающими ее мозаиками. Ночью ее подсвечивают с иных башен.
Свящ. Л. Бонет: «Гауди желал, чтобы этот храм был символом присутствия Церкви и Евангелия в городе. Такова была его главная идея. В этом отношении он следовал традиции строителей средневековых кафедральных соборов. Храм был призван стать свидетельством веры, своего рода богословским трактатом, высеченной в камне книгой, повествующей о Боге. Вот откуда возникла идея башен, символизирующих Христа, Марию, апостолов и евангелистов. Вся символика помещена не внутри храма, а снаружи. Она представляет тайну христианства во всей ее полноте и в соответствии с литургическим календарем. Одним словом, представляет тайну Церкви посреди города. На примере этого храма можно проводить катехизацию и возвещать Благую Весть Христа».
Гауди приступил к работе по проектированию храма в 1883 г., когда ему едва исполнился 31 год, и этой работе он посвятил всю свою жизнь. Однако ему удалось реализовать свой проект лишь частично. Но он оставил весьма подробные разработки, проиллюстрированные тысячами в высшей степени подробных эскизов. Часть из них была уничтожена революционерами во время Гражданской войны. Коммунисты также осквернили могилу художника и хотели вовсе уничтожить то, что Гауди всё-таки успел построить. Гауди всегда верил, что его проект будет доведен до конца, хотя и отдавал себе отчет, каких огромных финансовых затрат это потребует. Эта его уверенность зиждилась на вере в помощь Св. Иосифа, заступничеству которого он поручил свое творение. Рассчитывал он и на щедрость верных. Саграда Фамилия – это «самоокупаемая церковь», иначе говоря, она строится исключительно на частные пожертвования, — отмечает архитектор Марк Берри.
М. Берри: «Когда я провожу экскурсии по церкви, меня всегда спрашивают: сколько средств вкладывает в эту стройку государство, а сколько – Церковь? А я с большой гордостью отвечаю, что строительство оплачивают сами же верные. Это совершенно меняет контекст, в котором растет и оформляется Саграда Фамилия».
Таким образом, сам процесс строительства храма становится своеобразным свидетельством веры.
Свящ. Л. Бонет: «Гауди, благодаря своей матери, с раннего детства был глубоко верующим человеком. И природу он рассматривал в качестве творения Божия. Его специализацией в университете было сакральное искусство. Когда он приступил к работе над проектом Саграда Фамилия, то, желая оказаться на высоте предъявляемых требований, углубился в изучение литургики, Священного Писания, богословия духовности. Он уже был известным и уважаемым архитектором, но отказался от всех проектов, которые могли бы обогатить и прославить его. Он целиком посвятил себя строительству храма ради приумножения славы Божией. С этой точки зрения он был уникальным архитектором: он никогда не гонялся за прибылью. Умер он практически в нищете».
В заключение отметим, что процесс беатификации Антонио Гауди начался в 1992 г., причем его первая стадия (на уровне епархии) уже завершена и соответствующие документы переданы в Рим. Священник Бонет утверждает, что почитание Гауди народом Божьим весьма интенсивно: ежедневно у гробницы столь же гениального, сколь и набожного архитектора можно увидеть верных, молящих его о заступничестве.
Перевод: Сибирская католическая газета