Что такое канонизация и зачем она нужна?

Что такое канонизация и зачем она нужна?

Христианская по самому смыслу слова «святой» означает, что кто-то соединен с Богом, единственным святым, что для него в полной мере осуществилось то, что святой Павел пишет о себе «уже не я живу, живет во мне Христос». Можно сказать, что – это те, кто уже с момента земной смерти пребывают в Царстве Божием в общении с Пресвятой Троицей, ожидая всеобщего воскресения, поддерживая нас, еще только стремящихся в это общение своими молитвами. Мы не знаем сейчас кто они, сколько их. Только войдя сами в это общение, мы сможем узнать по именам всех.


Но для некоторых из тех, кто уже пребывает в общении с Богом, их земная жизнь и их нынешнее участие в ангельском славословии оказываются настолько прозрачны для Христа, что, глядя на опыт их жизни, мы можем лучше увидеть милосердие и доброту Бога.

Список святых, пребывающих в блаженном созерцании Бога, намного больше списка тех, про кого в процессе узнала, что их жизнь является примером того, как быть прозрачным для действия Бога через себя, а их участие в небесных хорах засвидетельствовано их ходатайством. Беатификация не определяет, что все остальные заведомо не вошли еще на пир Царства, но только то, что Бог Сам хочет предложить как пример, поддержку и помощь для нас кого-то из Своих святых.

Беатификация начинается с понимания того, что среди христиан достаточно распространено «подозрение», называемое «славой святости», что жизнь конкретного человека является образцовой христианской жизнью, достойной подражания. В этот момент Церковь выделяет этого человека, называя его «слуга Божий».

Затем эту славу Церковь проверяет, выявляя по всем воспоминаниям, свидетельствам, письмам, что близость слуги Божия к Богу проявила себя в том, что обычные и необходимые каждому человеку добродетели – веру, надежду, любовь, мужество, благоразумие, умеренность и справедливость – он проявлял в особой, «героической» степени, т.е. следовал им даже тогда, когда внешние обстоятельства оправдывали бы другое решение. И эта необычайная, превосходящая ожидания настойчивость в следовании добродетелям уже свидетельствует, что Бог давал для этого силы. Когда Церковь признает героическое (т.е. свойственное героям) проявление добродетелей, то называет «подозреваемого в святости» «досточтимый слуга Божий» – его образ жизни уже является примерным.

Но святые – это те, кто уже поют Богу «Свят, Свят, Свят», к их хору мы присоединяем свои голоса в молитве земной Церкви. Кроме того, святые сами заступаются за нас и ходатайствуют за нас. И свидетельством участия в этом ходатайстве становится чудо.

Чудо, то есть нарушение естественного хода событий, может совершить только Сам Творец. Это Он, а не Моисей, провел Свой народ через Красное море, послал пищу в пустыне, дал воду из скалы. Это только Он может опровергнуть все ожидания врачей и даровать исцеление в безнадежном случае. Но если Церковь может засвидетельствовать, что заступничество одного из почивающих в Боге сестры или брата привело к чуду – как очевидному вмешательству Бога, – то Церковь понимает, что Бог не только даровал исцеление, но и Сам показал, что этот христианин уже возносит свои молитвы, пребывая в общении с Богом.

Чудо необходимо именно как свидетельство Божьей воли, что почитание кого-то как блаженного или святого позволяет приблизиться к лучшему пониманию Самого Бога и помогает более близкому следованию за Христом в обстоятельствах собственной жизни.

Безусловно, Церковь всегда понимала, что готовность и способность вслед за Христом отдать свою жизнь, молясь о преследователях, как это видим у Первомученника Стефана, сама по себе настолько превосходит естественное стремление человека к сохранению жизни, что является чудом Божиим. Поэтому, когда понятно, что смерть христиана стала его способом свидетельствовать о жертве Христа, о Его победе над смертью, о любви Бога – а это и называется христианским мученичеством – то других свидетельств от Бога уже не требуется.

Провозглашение блаженным является заявлением Церкви о том, что Бог позволил ей признать образцовой и достойной подражания христианскую жизнь слуги Божия и убедиться, что он участвует в небесной литургии, принося Богу свои молитвы о братьях и сестрах. Это разрешает включать его в молитвы Церкви среди других святых.

Если Бог решит явить еще одно чудо по ходатайству блаженного, то канонизация – провозглашение святым – является уже не разрешением, но предложением со стороны Церкви для всех принять этого святого как образец для подражания, молитвенного помощника и спутника в следовании за Христом.

(На фото — Месса на площади Св. Петра в Ватикане)


Источник: паблик Католический Молодежный Центр

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна