Чем христианская медитация отличается от восточной?
В мае Москву и Санкт-Петербург посетил британский бенедиктинский монах о.Лоренс Фримен из Международного Общества Христианской Медитации. Он провел ряд встреч и мастер-классов, посвященных медитации и созерцательной молитве.
«Христианская медитация – это медитация в христианской традиции. Это способ созерцательной молитвы, молитвы сердца. Если мы обратимся к изложенному в Евангелии учению Иисуса о молитве, то поймем, что Он был учителем созерцания. Он призывал войти в «потайную комнату», остаться в тишине, отложить тревоги, обратить всего себя к Царствию Божию. Он, таким образом, – учитель созерцательной молитвы. Первые христиане очень ценили эти наставления и старались реализовать их на практике. Наш способ христианской медитации основан на опыте первых христиан, монахов-пустынников, в частности – на учении Иоанна Кассиана, великой личности в истории христианской духовности. Его высоко ценят как в Западной, так и в Восточной Церкви. Вот почему мы обратились к опыту христианской медитации. Медитация – это универсальный способ обретения духовной мудрости, но мы пользуемся наследием именно христианской традиции».
Общество Христианской Медитации возникло в Англии в 1975 году, у его истоков стоял бенедиктинский монах Джон Мэйн. В то время наблюдался значимый отток христиан из Церкви, особенно молодых. В моде были всевозможные восточные религиозные течения. Недавние прихожане католических храмов увлеклись медитативными практиками, устремили свои взгляды на Индию и искали там для себя гуру и наставников. Отец Джон Мейн обратил внимание на то, что незачем искать что-то новое, когда издревле и в христианстве есть мудрость и практика созерцательной молитвы. Чем же отличается христианская медитация от восточной?
«Медитацию делает христианской наша вера, вера во Христа. Эта вера может быть очень маленькой, как горчичное зерно, или, напротив, зрелой и глубокой. Но чтобы наша медитация стала христианской, необходимо существование в нашем сердце личной связи со Христом как со своим Учителем, со Христом воскресшим. Существует несколько аспектов христианской медитации. Во-первых, это исторически укорененная практика, которая формировалась веками и восходит к Самому Иисусу. Во-вторых, если мы отдаемся созерцанию, то пребываем в единстве со всеми христианами и по нашей вере становимся частью Тела Христова. В-третьих, в нашем духовном странствии нас питают и поддерживают другие формы и традиции христианской молитвы, Таинства, Священное Писание, литургия. Все это в совокупности и определяет христианскую медитацию. Хотя мы всегда помним о том, что созерцательная молитва – это универсальная форма молитвы, она всегда помогает найти точки соприкосновения».
Общество представляет собой большую семью, состоящую из общин более чем в сотне стран. Российские встречи с о. Лоренсом Фрименом, которые проходили в здании Курии архиепархии Божьей Матери, в культурном центре «Покровские ворота» и других местах, собрали интересующихся не только из столицы России, но и из ближнего зарубежья: с Украины и из Латвии. Среди участников встречи были католические и православные священники. Вполне вероятно, что скоро общины христианской медитации появятся в России.
«Я собирался приехать в Россию уже много лет, поэтому мне было очень приятно и радостно наконец оказаться здесь. Мне очень понравился русский дух, настрой русских людей, знакомство с российским обществом стало для меня стимулом. Меня также радует, что в Москве собираются создать группу христианской медитации, а еще одну – в Санкт-Петербурге. Надеюсь, это станет вкладом в богатую духовную жизнь Церкви, которая существует здесь, в России. Медитация не отменяет и не отрицает других форм молитвы, не претендует на исключительность. Поэтому я надеюсь, что эти группы внесут свой вклад в распространение Духа Христова в российской Церкви и в российском обществе. Возможно, их станет больше, образуются новые общины. Наши общины, как правило, небольшие, поэтому их число быстро увеличивается. Я был приятно удивлен положительным откликом со стороны людей разных возрастов, особенно молодежи. Это внушает мне оптимизм. Я буду поддерживать контакт с ними и ожидаю продолжения дружбы».
Надеемся, что подобные встречи и беседы привлекут все большее внимание как к современной христианской духовности, так и к различным формам созерцательной молитвы в католической традиции. Не зря бенедектинский монах отец Лоренс рекомендует совмещать созерцание с Литургией Часов и Lectio Divina.
Источник: Радио Ватикана