Богослужение о единстве христиан в Санкт-Петербурге

24 января 2013 г., в предпоследний день Всемирной недели молитв о единстве христиан, в соборе Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге состоялось богослужение о единстве христиан. В богослужении под предстоятельством Генерального викария Архиепархии Божией Матери в Москве монсеньора Сергея Тимашова, приняли участие представитель Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Федоров, ректор Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви пастор Антон Тихомиров, пастор прихода Святой Марии Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии Михаил Иванов, духовенство и верные разных христианских конфессий Санкт-Петербурга.
Перед началом богослужения состоялся концерт, в котором приняли участие органист лютеранской церкви святой Екатерины Дмитрий Карпов, православный мужской хор «Александр Невский» под руководством Бориса Саценко, и квартет католический прихода Святой Екатерины Александрийской.

В своих размышлениях после чтения Слова Божьего священнослужители разных конфессий говорили о существующем между христианами разделении и возможностях его преодоления.

Протоиерей Владимир Федоров: «Какой глубокий ров лежит между христианами, если нет взаимного причащения! Мы в нашей христианской жизни лишены важнейшего дара гостеприимства. Вроде бы это оправдано: сначала единство в вере, только потом единство у чаши. Но в Евангелии мы слышали, что ученики узнали Господа только когда Он преломил хлеб… Может быть нам не хватает какого-то зримого, земного жеста, и только тогда мы узрим, что мы – братья и сестры в Господе. Ничего мы не можем сделать со своим христианским сердцем, нельзя видеть в братьях – у которых то же Крещение, то же Писание – видеть чужих. Должны быть земные акты гостеприимства. Совершая вместе добрые дела, мы узнаём друг в друге Христа. Каждый день Недели молитв о единстве христиан имеет свою тему, и сегодня эта тема – солидарность. Как не думать о том, что мы призваны к солидарности, если из 7 млрд жителей Земли – только 33% номинальных христин. Не того ли ждет от нас Господь, чтобы мы свидетельствовали о нашей вере, а свидетельствовать мы можем только вместе, поэтому каждая молитва побуждает нас спросить – что в этом году мы сделали нового, чего не делали ранее?».

Пастор Антон Тихомиров: «Я рад тому, что я лютеранин, и дорожу тем духовным опытом, который я защищаю и отстаиваю. Но одновременно мне бесконечно интересен опыт веры других христиан, интересно то, как они видят христианскую истину. Мне важна дискуссия, диалог, и даже споры – пусть самые ожесточенные. Многообразие – словно луч, который играет на гранях драгоценного камня. Иногда кажется, что у нас и не может быть иного единства, кроме этой игры света. И все же сегодня мы молим о б?льшем единстве. Мы молим о том, чтобы не убивать друг друга – и такое было. Чтобы не проклинать, не мешать, не отказывать друг другу в элементарной помощи и поддержке. Если бы достичь этого, этого уже было бы немало.
Но есть нечто большее – переживание особых моментов, подобных тому, что описывает сегодня Евангелие – когда в нас горит сердце, когда мы узнаём Христа, когда мы бросаемся в путь, даже в ночь – как это сделали ученики в порыве узнавания, горения, радости. Да пусть даже и в порыве растерянности – подобной тому, какой были охвачены ученики. Мы все знаем такие порывы, и мы в них по-настоящему едины. В них нет не только эллина и иудея, но даже и лютеранина, католика и православного. И Царство Божие – и есть вот такой момент, ставший вечностью».

Пастор Михаил Иванов: «»Чего требует от нас Бог?» Само наше присутствие здесь становится ответом на этот вопрос. Мы собрались, потому что понимаем, насколько важно восстановить утраченное единство. Но единство не является самоцелью. В своей молитве Господь, прозревая грядущие расколы, молится: «Да будут все едино…» Но для чего? «Да уверует мир, что Ты послал меня». Единство – для того, чтобы у нас была возможность реализовать слова Господа: идите, научите все народы. Проповедуя о Христе, мы обнаружим, что наши голоса звучат в унисон, что мы проповедуем одно Евангелие. Но многим страшно проповедовать о Христе, потому что слово нужно будет подтвердить делом, иначе нас с легкостью обвинят в лицемерии. Мы должны свидетельствовать об истине Евангелия своей жизнью. Страшно, потому что могут косо посмотреть коллеги на работе, страшно, что могут обвинить. Подумаешь – не будет слышно только моего единственного голоса. Найдутся другие, всегда найдется священник, который выйдет на кафедру. Я могу промолчать, могу не свидетельствовать, но вся беда в том, что мы обнаружим, что кругом – гробовая тишина. (…) Если все мы – все христиане – решимся говорить о Христе, то обнаружим, что наши голоса звучат в унисон, и в нас уже реализуется то единство веры, которое однажды позволит нам – я верю в это – вместе причащаться у одного алтаря».

Монсеньор Сергей Тимашов: «»О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих 6, 8). В разговоре о единстве есть эти три момента: действовать справедливо – прежде всего важны мирные и справедливые отношения между христианами, принадлежащими к разным Церквам и церковным общинам. Достаточно многого можно достичь и в том втором, что называет пророк: любовь к делам милосердия. Совместное делание помогает преодолеть разделение и непонимание, существующие между нами.
Смиренномудренно ходить перед Богом твоим. Смиренномудрие невозможно без признания первенства Бога. Мудрость, которая одновременно является и смирением, пониманием того, что не можем рассчитывать на свои слабые человеческие силы – на то, что мы преодолеем своими силами гордыню и властолюбие, которые тоже остаются причиной разделения. Единство необходимо именно просить, вымаливать, просить сделать наши собственные сердца принять в себя дар единство – тогда, когда Бог сочтет нужным расширить это единство, быть готовым не противопоставить ему свою гордость и свое мнение. И одновременно – не позволить себе потерять мужество, потому что на путь единства мы часто похожи на учеников, которые бегут из Иерусалима в отчаянии – «а мы надеялись было…» Только потом, когда начиная от Писания, Закона и Пророков Таинственный Спутник начнет раскрывать им, как должно было совершиться явление Царствия Божия, они поймут это. Если же мы будем пытаться сами строить единство вместо того, чтобы принимать его таким и тогда, как Бог хочет дать нам его, мы легко потеряем мужество и впадем в отчаяние…
Но цель нашего совместного собирания – это ощутить и засвидетельствовать друг перед другом ту глубокую жажду единства, которая у нас есть. И когда мы обнаружим, что каждый из нас не один в этом переживании недостатка, неполноты свидетельства, и что само это свидетельство перед друг другом оказывается напоминанием о том, что это Христос, который в Своей Первосвященнической молитве просит отца даровать единство Своей Церкви. Это Его, а не моя Церковь. Я принадлежу ей, вхожу в нее – но это Церковь Христа, в которой есть единство, потому что едино Евангелие. Есть единство, потому что есть единая жажда насколько возможно полно выражать в своей жизни это самое Евангелие. Мы все призваны признать, что единство его Церкви – это прежде всего Его дар для нас, и не можем не благодарить Бога за то, что Он позволяет нам собраться вместе и прославлять Его, и принять Его Слово, которое он посылает нам».

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна