Бенедикт XVI в Африке
Утром 18 ноября 2011 г. начался очередной, 22-ой по счету заграничный визит Бенедикта XVI. На этот раз его пунктом назначения стало африканское государство Бенин. Два года тому назад Святой Отец уже был в Африке, посетив тогда Камерун и Анголу.
На аэродроме Фьюмичино в Риме понтифика ожидал новый премьер-министр Италии Марио Монти, чье правительство только что получило в парламенте вотум доверия. Для нео-премьера эта была первая встреча с Бенедиктом XVI. Глава правительства обменялся с Папой приветствиями и проводил его до трапа самолета.
Святой Отец провел в воздухе 6 часов. Воздушный маршрут пролегал над Средиземным морем, а затем – над территорией Туниса, Алжира, Мали, Нигера, Буркина Фасо и Ганы. По традиции на борту лайнера Папа встретился с журналистами. На вопрос, почему местом апостольского визита и оглашения посвященного проблемам Африканского континента Апостольского обращения стал именно Бенин, Бенедикт XVI ответил, что это государство является образцом внутреннего мира, демократии, хороших межрелигиозных отношений и следования по пути прогресса. Кроме того, понтифик признался в своем желании помолиться на могиле своего друга кардинала Бернардена Гантена, префекта Конгрегации по делам епископов в 1984 – 1998 гг. и декана кардинальской коллегии.
Другой вопрос касался успеха харизматических общин на Черном Континенте. Папа отметил, что эти общины предлагают легкий и упрощенный вариант христианства, порой включая в него элементы, заимствованные из других религий. У них – динамичная литургия, в которой все могут активно участвовать и выражать свои эмоции. Католики не могут подражать харизматикам, однако им предстоит задуматься, что необходимо сделать, чтобы оживить свою веру. Послание Католической Церкви народам Африки должно быть простым, но не упрощенным. Литургия не может быть лишь выражением собственных эмоций. Ее должно отличать присутствие тайны, в которую мы входим и которой позволяем себя формировать. Важно также в ходе инкультурации не утратить измерения вселенскости. Бенедикт XVI подчеркнул, что он предпочитает говорить не о инкультурации, а об интер-культурности, т.е. о встрече различных культур во взаимообогащающем диалоге.
В аэропорту столицы Бенина Котону понтифика встречал президент страны Яи Бони. Этот экономист и независимый политик начал в этом году свой второй президентский срок. Глава государства отметил важную роль Католической Церкви, присутствующей в Бенине уже 150 лет и курирующей многочисленные образовательные и благотворительные программы. Президент выразил надежду, что Папский визит будет способствовать делу мира и согласия в стране, а также утверждению правильно понимаемого принципа светскости государства во всей Африке.
Бенедикт XVI в своем ответном слове напомнил о главных целях своего визита: передать представителям африканский локальных Церквей текст Апостольского обращения Africae munus и почтить память умершего три года назад кардинала Бернардена Гантена, именем которого назван международный аэропорт в Катону. Кроме того, Бенин отмечает в этом году 150-летие начала евангелизации и 40-летие установления дипломатических отношений со Святым Престолом. Папа обратил внимание на то обстоятельство, что Бенин – это страна с древними традициями, бережно поддерживаемыми местными общинами и их лидерами. Эти традиции по-прежнему оказывают влияние на настоящее и будущее народа, но их необходимо гармонически совмещать с модернизацией. Святой Отец заверил в готовности Католической Церкви включиться в исполнение этой задачи. Среди главных опасностей на пути в будущее Бенедикт XVI назвал слепое повиновение законам рынка и финансов, национализм, трайбализм, политизацию отношений между религиями, а также эрозию гуманитарных, культурных, этических и религиозных ценностей.
После приветствия в аэропорту Бенедикт XVI направился на «папамобиле» на первую встречу с верными в Кафедральном соборе Котону. Это построенный в начале XX века храм носит имя Матери Божией Милосердия. Статус Кафедрального собора он получил в 1955 г. Здесь похоронены два прежних архиепископа Котону.
Папское выступление в Кафедральном соборе имело чисто пастырский характер. Приняв за отправную точку своих размышлений название храма, Бенедикт XVI говорил о Божьем милосердии и о роли Марии в жизни христианина. Понтифик подчеркнул, что милосердие находит свое выражение не только в прощении грехов, но и в возвращении к праведной жизни, ради которого Отец Небесный порой посылает нам страдания, печали и скорби.
Святой Отец указал на роль Марии в осуществлении Божия милосердия. «Под защитой Ее милосердия, — сказал он, — исцеляются раны сокрушенных сердец, ниспровергаются козни зла, а враги мирятся между собой. В лице Марии мы имеем не только образец совершенства, но и помощь в достижении единения с Богом, а также нашими братьями и сестрами… Так будем же бесстрашно и доверительно призывать Ту, Которая неустанно раздает дары благодати чадам Божьим!»
Свое выступление Папа закончил молитвой к Марии:
«О, Царица мира!
Исполни сердца африканской молодежи самыми благородными стремлениями;
Исполни сердца, жаждущие справедливости, миром и единением;
Исполни надежды детей страдающих от голода и войн!
О Матерь Божия, Заступница Африки!
Испроси у Своего Божественного Сына исцеление болящим, утешение угнетенным, прощение грешникам.
Ходатайствуй перед Своим Божественным Сыном за Африку
И испроси спасение и мир всему человечеству! Аминь».
Вечером 18 ноября в столице Бенина состоялся концерт под названием «Африка, твори мир!» Это мероприятие было организовано по инициативе «Радио Ватикан» и в нем приняли участие ведущие африканские музыканты. Оно предназначалось главным образом для молодых паломников приехавших на встречу с Папой. Концерт стал своеобразным отголоском Чрезвычайного Синода епископов 2009 г., посвященного Африке. Тогда в Риме был организован подобный концерт. Его целью было выразить идеи мира, согласия и справедливости, которые обсуждали епископы, на самом понятном африканцам языке – языке музыки. В ходе концерта в Котону состоялась презентация аудио-альбома с записями на разных языках, который вскоре будет распространяться по всей Африке.
Бенин
Бенин (фр. B?nin), Республика Бенин (до 1975 года – Дагомея) – государство в Западной Африке. Имеет выход к заливу Бенин Гвинейского залива. На севере граничит с Буркина Фасо и Нигером, на востоке – с Нигерией, на западе – с Того. Столица – Порто-Ново, однако правительство размещается в Котону, самом крупном городе страны.
В древности на севере страны проживало племя гурма, которых затем оттеснило племя барба, пришедшее с территории современной Нигерии. На юге страны жили племена фон и аджа.
В XV веке на побережье Бенина появились португальцы. В XVI-XVII веках были построены форты и фактории французских, голландских, английских купцов и работорговцев.
С XVII века побережье Бенина и соседние области были превращены европейцами в крупнейший район работорговли в Африке (отсюда название побережья – Невольничий берег).
В XVII веке на современной территории Бенина сложилось раннее государство Дагомея. Его население занималось в основном мотыжным земледелием. Общественный строй – переходный от первобытно-общинного к феодальному, с элементами рабовладельческого.
В XVIII веке правители Дагомеи активно занимались работорговлей, ежегодно европейским купцам продавалось, по некоторым оценкам, до 20 тыс. рабов. Это продолжалось вплоть до середины XIX века, когда работорговля была запрещена большинством европейских стран.С 1893 г. – владение Франции. В 1904 г. территория современного Бенина включена в состав Французской Западной Африки как колония Французская Дагомея (её границы не совпадали с границами доколониального государства Дагомея). Французские колонизаторы стали создавать промышленные предприятия (мыловаренные, швейные и др.), строить железные и шоссейные дороги.
В 1946 году Дагомея получила статус заморской территории Франции. При губернаторе стал функционировать выборный Генеральный совет. В его составе были представители африканской буржуазии, чиновничества, интеллигенции. С 1958 г. – автономная республика в составе Французского Сообщества.С 1 августа 1960 г. – независимое государство Республика Дагомея. После ряда военных переворотов в октябре 1972 года майор Матьё Кереку установил однопартийную систему с марксистско-ленинской идеологией и провозгласил задачей правительства построение социализма. С ноября 1974 г. Бенином стало править Политбюро во главе с Кереку.
С 30 ноября 1975 страна была переименована в Народную Республику Бенин.
С 1989 года Кереку отрёкся от марксистских принципов, из официального наименования страны было исключено слово «Народная». В 1991 году состоялись свободные выборы.
После демонтажа однопартийной системы, с марта 1990 г. – Республика Бенин.Численность населения – 9,1 млн. человек (оценка на июль 2010 г.).
Этнический состав: более 60 народов, наиболее многочисленны восточные эве, к которым относятся народности фон (ок. 65 %), дагомей, барба, сомба, йоруба, буса и другие.
Языки: французский (официальный), фон и йоруба (в основном на юге страны, различные языки племён на севере страны.
Религии: христиане 42,8 %, мусульмане 24,4 %, вудуисты 17,3 %, другие 15,5 % (по переписи 2002 года).
Грамотность населения старше 15 лет — 34,7 %, 48 % мужчин и 23 % женщин (по переписи 2002 г.).
Экономика Бенина неразвита, основана на натуральном сельском хозяйстве (кукуруза, тапиока, ямс) и на выращивании хлопчатника.
В стране имеются месторождения нефти и газа, но они не эксплуатируются. Другие известные природные ресурсы – железная руда, золото, фосфориты, мрамор и лес (практически не эксплуатируются).
Электроэнергия в основном импортируется из Ганы.Wikipedia
Перевод: Сибирская католическая газета