Бенедикт XVI скорбит о жертвах землетрясения в Китае и размышляет об учительском служении священников
В среду 14 апреля на площади Св. Петра состоялась очередная общая аудиенция Папы Бенедикта XVI. Святой Отец, приветствуя собравшихся паломников, вновь выразил свою солидарность с поляками, в стране которых ныне продолжается всенародный траур в связи с катастрофой под Смоленском. Папа упомянул и об иной трагедии, разыгравшейся в последние дни. Рано утром в среду на Тибетском плоскогорье на западе Китая имело место землетрясение с силой толчков 7,1 балла по шкале Рихтера, приведшее к гибели по меньшей мере 400-т человек.
«Моя мысль ныне обращена к Китаю, к людям, пострадавшим от землетрясения, — сказал понтифик. – Есть много погибших, много раненых, причинены серьезные разрушения. Я молюсь о жертвах и духовно солидаризуюсь с людьми, затронутыми столь значительной катастрофой. Я прошу для них у Бога утешения в страданиях и мужества в перенесении испытаний. Я надеюсь, что они не будут обойдены изъявлениями солидарности».
Бенедикт XVI отметил, что, в связи с тем, что Год Священника подходит к концу, все «катехезы по средам» в Пасхальное время будут посвящены служению священника. Священник – это представитель Иисуса Христа, действующий от Его имени. Однако же он не является неким «делегатом», замещающим отсутствующего Господа. Господь постоянно пребывает в Своей Церкви, а потому в священнодействиях клириков присутствует Сам Христос Воскресший. Он Сам действует, производит то, чего священник не мог бы произвести своею силою, например, пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и отпускает грехи в исповеди. Священнические деяния, совершаемые во имя Христа, бывают трех видов. Можно говорить об учительстве, освящении и пастырстве. И первую катехезу данного цикла Святой Отец посвятил учительству.
Несмотря на существующий ныне «образовательный бум», — отметил он, — наши современники лишены четких ориентиров в важнейших жизненных вопросах. Они в сущности не знают, как устроен мир, какова цель жизни, что есть добро и зло, какие ценности на самом деле имеют ценность. На эти темы рассуждают многочисленные и притом противоречащие друг другу философские учения, что лишь усиливает путаницу в мозгах современного человека. Как раз эту ситуацию как нельзя лучше отражают слова Христа: «Мне жаль сих людей, ибо они как овцы не имеющие пастыря». Эти слова также указывают на задание священника. Это он призван нести людям свет Божия Слова.
«Задача священника, действующего во имя Христа, заключается в том, чтобы сделать присутствующим свет Слова Божия среди растерянности и утраты ориентиров, характерных для нашей эпохи, — продолжил Бенедикт XVI. – И по этой причине священник не должен возвещать собственных идей или понравившейся ему философии. Священник не говорит от своего лица, не говорит ради себя, например, ради того, чтобы подчеркнуть собственные достоинства или собрать вокруг себя почитателей. Священник возвещает истину, которой является Сам Христос. Он – уста и сердце Христа. Он делает присутствующим одно общее учение, которым была сотворена Вселенская Церковь, и которое дает жизнь вечную».
Вместе с тем, это не означает, что священник может оставаться «нейтральным» относительно возвещаемого им Слова, подобно «пресс-атташе», который попросту зачитывает некий текст, содержания, которого он сам, возможно, не разделяет. Напротив, священник должен уподобиться Сыну в Его отношении к Отцу и Отчему Слову. «Священник, который возвещает слово Христа, веру Церкви, а не свои собственные идеи, должен был бы сказать: “я не живу сам по себе и ради себя; я живу Христом, живу ради Христа, и по этой причине всё, что Христос сказал нам, становится моим собственным словом, даже если его источник – не во мне самом”.
Учение, которое священник призван излагать, те истины веры, которые он призван отстаивать, должны быть им внутренне усвоены и включены в живой личный опыт его духовного странствия, благодаря чему он вступает в подлинное, глубокое, внутреннее общение с Самим Христом. Священник верует во всё то, что Бог установил, а Церковь передала, принимает это и стремится этим жить, делая всё это внутренним содержанием своей личности. Он идентифицирует себя со своим служением. Непревзойденным свидетелем такой самоидентификации был св. Иоанн Мария Вианней».
Может случиться так, что голос священника будет звучать вопреки господствующим культурным тенденциям эпохи. Однако этот голос должен быть исполнен «пророческой силы, раскрывающей уникальную и беспрецедентную весть о возможности подлинного и глубокого обновления человека. Эта весть гласит, что Христос – это живой и предельно близкий нам Бог, Бог, Который действует в жизни этого мира и ради его жизни, Который научает нас истине и правильному образу жизни».
Священник «обречен» быть учителем. Однако он призван преподать свой урок «не с позиции человека, который навязывает другим свою истину, а, скорее, с позиции скромного и счастливого человека, нашедшего Истину, с позиции такого человека, которого Истина увлекла и внутренне изменила, так что ему не остается ничего другого, как просто засвидетельствовать это».
Обращаясь непосредственно к самим священникам, Папа, в частности, сказал следующее: «Дорогие собратья в священстве! Народ Божий жаждет слышать из ваших уст подлинное учение Церкви. Именно это учение ведет к встрече со Христом, и тем самым приносит радость, мир и спасение. Священническое рукоположение означает погружение в Истину, причем эта Истина не является просто концепцией или совокупностью идей, которые следует передавать и усваивать. Эта Истина есть Личность Христа, с Которым, Которым и в Котором мы живем». Именно благодаря такому учению люди смогут увидеть в священнике свидетеля истины, услышать из его уст голос Доброго Пастыря.
Перевод: Сибирская католическая газета