Армянская Церковь причислила к лику святых жертв Геноцида в Османской империи

1Ереван, 23 апреля, Впервые после 500-летнего перерыва Армянская Апостольская Церковь совершила чин канонизации, причислив жертв геноцида армян в Османской империи к сонму святых мучеников.

Церемония канонизации мучеников началась в 17:15 по ереванскому времени в Первопрестольном Эчмиадзине с процессии, возглавляемой Патриархом-Католикосом всех армян Гарегином II и Католикосом Великого Дома Киликийского Арамом I. Их сопровождали 12 епископов, а также президент Армении Серж Саргсян, представители различных христианских Церквей, в том числе предстоятели Коптской, Сиро-яковитской, Маронитской, Маланкарской Церквей.

В той же процессии впереди Католикосов шли священнослужители, несшие 14 реликвий из сокровищницы Эчмиадзина: Святое Копье (Гегард) – наконечник копья, которым был пронзен на кресте Иисус Христос; длань святого Григория Просветителя — символ высшей духовной власти Kатоликоса всех армян; складень с частицей Животворящего Креста; копия Скеврского реликвария с мощами 18 святых; 2ковчеги в форме длани, содержащие мощи святых: перводиакона Стефана, Рипсимии девы, апостола Анании, католикоса Исаака Партева, Саркиса полководца, Георгия Победоносца; ставротека с мощами святого Фаддея и девы Сандухт; ставротека с мощами святого Иоанна Крестителя; складень с мощами святого Григора Нарекаци и других святых; Евангелие Зейтуна.

Богослужение началось с молитвы Господней, после которой оба армянских Католикоса благословили поднесенный дьяконами ладан, оповещая тем самым о начале процессии, которая направилась к открытому алтарю святого Трдата в Эчмиадзине. У этого алтаря были выставлены образы святых мучеников Геноцида. Процессия под хоровое пение гимнов несла крест и хоругви. Сам чин канонизации начался у алтаря чтением свидетельства о страданиях святых мучеников Геноцида армян. Далее Католикос всех армян Гарегин II обратился со словом, в котором сказал о значимости канонизации: «В жестокие годы геноцида миллионы армян были планомерно выселены и убиты, прошли через огонь и железо, вкусили горькие плоды страданий и скорби, однако в страшных лишениях, перед лицом смерти остались любовью Христовой сильны, неся свидетельство непоколебимой веры, согласно заповеданному апостолом слову: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо …Дух Божий почивает на вас» (1 Петра 4:14) Там, где есть зло, слабеет справедливость, нарушаются спокойствие и безопасность мира, где попираются права людей и народов, возникают угрозы благоденственной жизни общества, свирепствуют гонения против веры и идентичности…»

3Киликийский Католикос Арам I, говоря о 1,5 млн армянах, убитых в годы геноцида в Османской империи, подчеркнул, что армянский народ будет продолжать усилия по процессу признания самой Турцией факта учиненного геноцида. «Обращаясь с молитвой к мученикам жертв геноцида, просим благословения во имя сохранения безмятежности армян, дабы насытилась жаждущая справедливости душа нашего народа, чтобы милостью Божьей лучи справедливости и истины воссияли в мире и рассеяли мглу преступлений и злодеяний, тревожащих человеческую жизнь человечество и сегодня», – сказал в своем слове Арам I.

На протяжении всех двух часов чина канонизации исполнялись гимны, кадились образы и мощи святых мучеников. Их впоследствии вынесут на поклонение верующим. В 19:15 по ереванскому времени – часу, совпадающему цифрами с годом массовых убийств армян в Османской империи — прозвенели колокола Святого Эчмиадзина. Они пробили сто ударов, по числу прошедших с 1915 года лет. Церемония транслировалась в христианских церквях мира. Одновременно с Эчмиадзином в этих церквях также сто раз ударили в колокола. После минуты молчания и дани уважения чин канонизации завершился молитвой Господней, а процессия вновь направилась к Патриаршей резиденции Католикоса всех армян.

Справка. Традиция почитания святых в Армянской Апостольской Церкви начинается с IV века. Согласно армянскому историку Агатангехосу, первый армянский Патриарх святой Григорий Просветитель на захоронениях павших мученической смертью в Армении дев Рипсимэ и Гаянэ построил особые часовни — молельни, где христиане чтили дев-мучениц, испрашивая их заступничества. В общей сложности Армянской Церковью почитаются около 700 святых, при этом в церковном календаре – 400 празднуемых святых.

5Древнейшая группа среди поминаемых святых – это библейские святые (праотцы, пророки, апостолы). Другая группа – общехристианские святые (их 189). Среди святых Армянской Церкви поминается 63 подвиника.

Святыми в Армянской Церкви считаются мученики за веру, люди, при жизни которых или после их смерти происходили чудеса, исключительные проповедники слова Божия, защитники веры и люди святого жития. Вместе с тем в ходе истории какой-либо особой церемонии канонизации святых Армянской Церковью не сохранилось. Известно лишь, что святыми числились лица, получившие при своей жизни или после смерти широкое народное признание, чьим мощам поклонялись и захоронения которых стали местами паломничеств, а дни их кончины или мученической смерти отмечались как праздничные даты, которые впоследствии включались в церковный календарь.

По преданию, первой святой армянкой, претерпевшей мученичество во имя веры, стала дева Сандухт, дочь армянского царя Санатрука (I в.). Последними же чтимыми святыми стали архимандриты свв. Ован Воротнеци и Григор Татеваци (XV в.). Позднее, в XVIII веке энцикликой Католикоса Симеона Ереванци в процессе совершения литургии Армянской Церкви упоминается имя Патриарха Мовсеса III Татеваци (XVII в.). Вследствие исторических потрясений после этого периода Армянская Церковь более не причисляла к лику святых никого.

После длительного перерыва вопрос канонизации был внесен в повестку Армянской Церкви в начале XX века по программе реформ в Армянской Церкви. В 1923 г. при правлении Католикоса всех армян Геворга Суренянца была создана «Центральная комиссия реформ», которая должна была заниматься и вопросами канонизации. Однако вопрос восстановления канонизации впервые был публично обсужден в 1989 году во время визита в Армению Католикоса Великого Дома Киликийского Гарегина I по приглашению Католикоса всех армян Вазгена I. Тогда оба Католикоса выступили с заявлением, где предлагалось до 1990 года, то есть до 75-летней годовщины Геноцида армян, вести подготовительные работы по осуществлению канонизации жертв геноцида. Однако вопрос восстановления чина канонизации вошел в практическое русло лишь в 2005 году, когда повелением двух армянских Католикосов Эчмиадзинского Гарегина II и Киликийского Арама I была создана комиссия по канонизации с целью детального изучения вопроса и представления на обсуждение Архиерейского собора.
В ноябре 2014 года Собор утвердил чин канонизации в Армянской Церкви и канон духовного гимна — шаракана “С ужасом удивились силы небесные”, обедню (В памятование…), мартиролог и прототип образа, а также постановил совершить процедуру канонизации жертв Геноцида армян 23 апреля 2015 года в Святом Эчмиадзине. Т5огда же было решено, что 24 апреля будет отмечаться в церковном календаре как «Поминовение святых мучеников, принявших мучение (смерть) за веру и отечество во время Геноцида армян». При этом было установлено, что канонизацией жертв Геноцида армян Армянская Церковь не будет отмечать число 1,5 миллиона жертв и не назовет конкретных имен, провозглашая собирательное мученичество павших во имя веры и отечества.

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна