Апостольские увещания Папы Франциска: вкусить Евангелие

Апостольские увещания Папы Франциска: вкусить Евангелие

В двух апостольские увещаниях Папы Франциска — «» и «Amoris laetitia» — тема распознавания занимает центральное место. Термин «распознавание» довольно часто встречается в христианской традиции, особенно в нравственном богословии и духовности иезуитов. Святой Игнатий Лойола сформулировал целых четырнадцать «правил, чтобы чувствовать и знать различные движения, которые возникают в душе: хорошие, чтобы принять их, и плохие, чтобы их отвергнуть».

Первое важное указание о распознавании исходит от Самого Иисуса, Который призывает людей думать самостоятельно и сделать выбор в пользу Царства Божьего: «Лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лк, 12, 56-57); «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин 7, 24). Святой Павел дал такое обобщение процессу, который регламентирует жизнь христианина: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5, 21), а святой Иоанн советует: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин 4, 1). продолжает эту же линию: жизнь верующего нуждается в мудрости, которую Святой Дух даёт слушателям голоса Бога.

В учительстве последнего времени  тема распознавания обрела большое значение: она представляет собой не только пастырский метод, но является дидактическим указанием. Основные элементы распознавания — с экклезиологической точки зрения — находятся в «Evangelii Gaudium»; а его пастырское ответвление — с точки зрения нравственного богословия — можно найти в «Amoris laetitia».

Первый элемент, подробно рассмотренный в «Evangelii Gaudium», соответствует осуществлению соборности, понимаемой как участие каждой поместной Церкви в процессе распознавания, в котором центр и периферии ведут плодотворный и гармоничный диалог. Поместным Церквам и соответствующим поместным епископатам надлежит осуществлять «распознавание всех проблем, которые возникают на их территориях», руководствуясь логикой «здравой децентрализации» («Evangelii Gaudium», 16). Это же увещевание, сопровождаемое различными выступлениями епископатов со всего мира, говорит о том, что слушает и принимает «то, что Дух говорит Церквам» (Откровение 2, 7): нужно идти именно таким путём.

Здесь подчёркивается общая ответственность, которую каждая поместная Церковь разделяет с другими cum Petro et sub Petro. То, что рекомендует Папа, это уже начатый процесс в двух рассматриваемых нами документах. В «Evangelii Gaudium» осуществление соборности удостоверяется поддержкой предложений предыдущей синодальной ассамблеи по новой евангелизации (2012). От неё документ берет начало, чтобы пойти дальше. «Amoris laetitia» даёт тому конкретные доказательства благодаря опросу Народа Божьего, а также заключительным докладам двух синодальных ассамблей по вопросам семьи (экстраординарной 2014 года, очередной 2015 года). Их плоды были собраны и дополнены в постсинодальном увещании.

Второе указание богословского характера касается взаимоотношений между евангельским центром и теми периферическими несущественными аспектами, которые с течением времени настолько укоренились, что стали преобладающими. В благовестии порой случается придавать большее значение «навязчивому и настойчивому внушению разрозненных вероучительных истин» («Evangelii Gaudium», 35). Однако нужно сосредоточиться на главном, на более прекрасном, привлекательном и, следовательно, необходимом. Все открытые истины исходят из одного и того же Божественного источника, и в них следует верить с одинаковой верой. Некоторые из них со всей ясностью выражают суть Евангелия: «красоту спасительной любви Бога, явленной в Иисусе Христе, умершем и воскресшем» («Evangelii Gaudium», 36). В этом жизненно важном центре веры соединяются её различные компоненты; это относится как к непреложным догмам, так и ко всему Учению Церкви, в том числе и нравственного характера. Однако всё увенчивает милосердие (ср. «Evangelii Gaudium», 37).

Распознавание в свете иерархии истин позволяет избежать риска концентрации на доктринальных перифериях, вместо того, чтобы питаться живой сутью Евангелия. Иногда большее значение придаётся благоразумию и умеренности, чем справедливости и человеколюбию. «То же самое происходит, когда о законе говорят больше, чем о благодати; о Церкви — больше, чем об Иисусе Христе; а о Папе Римском — больше, чем о Слове Божием» («Evangelii Gaudium», 38). Однако «любую истину можно понять лучше, если связать её с гармоничной целостностью христианской вести: в этом контексте все истины обретают свою важность и освещают друг друга» («Evangelii Gaudium», 39).

Христианская жизнь представляет собой не карточный домик, построенный на основе идеологических вариантов, но является свободным и ответственным ответом на бескорыстную, незаслуженную и безусловную любовь Бога: каждая добродетель служит этому ответу любви.

Но порой случается, что христианская жизнь видится как следование набору правил и предписаний, а не следование сердцу, обновлённому Божьей благодатью. Без уверенности в первенстве благодати, религия рискует превратиться в рабство, но призвана быть опытом свободы и любви.

Видение «Церкви в исходе» (ср. «Gaudium Evangelii», 20-24), изложенное в первом апостольском увещевании Папы Франциска, поддерживается безусловным приоритетом: Церковь — это Народ Божий, который подразделяется на различные структуры; он призван к эффективному и постоянному обращению, Господь преображает его Своей дружбой. Миссионерский  динамизм, определяющий церковную суть, влечёт за собой постоянный поиск путей, по которым Святой Дух ведёт верующих во Христа: именно в этом следует распознавать, то есть уметь принимать решения сердцем, открытым Святому Духу и братьям. «Это взгляд ученика-миссионера, питающегося светом и силой Святого Духа» («Evangelii Gaudium», 50), и этот ученик слушается наказа Иисуса: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5, 37). Поэтому истинное распознавание находит конкретное выражение в том, чтобы суметь мужественно сказать «нет эксклюзивной экономике», «нет новому идолопоклонству денег», «нет деньгам, которые управляют, вместо того, чтобы служить», «нет несправедливости, порождающей насилие», «нет эгоистичной лени», «нет бесплодному пессимизму», «нет войне между нами». Подлинное распознавание говорит «да вызову миссионерской духовности», «да новым отношениям, создаваемым Иисусом Христом». Миссионерская духовность и новизна отношений во Христе позволяют превратить вызовы в возможности, вместо того, чтобы бояться их, как угроз.

С чисто богословской точки зрения увещание «Amoris Laetitia» присоединяется к важному решению Отцов Синода: отношение между семенами Божьего Слова и несовершенными человеческими ситуациями является верным христологическим ключом к пониманию порядка создания и искупления, между  преемственностью и новизной. Тема посева Слова Божькго позволяет позитивно взглянуть также на опыт семей, испытывающих различные проблемы. «Распознание присутствия семян Слова в других культурах (см. ‘Ad gentes’, 11) можно применить и к реалиям брака и семьи» («Amoris Laetitia», 77). «Взгляд Христа, Чей свет просвещает каждого человека (см. Ин 1, 9; «Gaudium et spes», 22), вдохновляет пастырское попечение Церкви о верных, которые просто сожительствуют, заключили только гражданский брак или вступили в новый союз после развода» («Amoris Laetitia», 78).

Соответственно, «Amoris Laetitia» в Божественной педагогике указывает путь,  с помощью которого Церковь показывает терпеливое и любящее лицо Бога, Который сопровождает и поддерживает хрупкость всех Своих детей на их жизненном пути, предлагая им Свою благодать.

«Amoris Laetitia» использует глагол распознавать в основном в восьмой главе, поместив его в названии среди двух других глаголов: сопровождать и вбирать в себя слабости. Когда любовь больше не соответствует форме Таинства брака, Церковь берет на себя заботу об этих пострадавших людях, дабы они могли обрести путь Евангелия в свете первенства благодати Бога, Который никогда не покидает человека.

Поэтому «распознание должно находить возможные пути ответа Богу и развития среди ограничений» («Amoris Laetitia», 305). Чтобы сопровождать и вовлекать в церковную жизнь людей, находящихся в так называемых «нерегулярных» ситуациях, пастыри должны смотреть каждому из них в лицо. В документе говорится: «На пресвитеров возложена обязанность ‘сопровождать заинтересованных лиц на пути распознания, согласно учению Церкви и указаниям епископа’» («Amoris Laetitia», 300).  В процессе распознавания «полезно проводить испытание совести с помощью размышлений и покаяния. Разведённым, вступившим в новый союз, следует спросить себя, как они вели себя по отношению к детям, когда проявился кризис супружества; пытались ли они примириться; каково положение оставленного партнёра; как отражаются новые отношения на остальной семье и на общине верующих; какой пример можно предложить молодежи, готовящейся к Таинству Брака» (там же). В конце этого духовного процесса, который всегда направлен на интеграцию, нет доступа к Таинствам Примирения и Евхаристии. Индивидуальное решение, при определённых условиях, насчет возможности или невозможности получения Таинств, требует уважения и внимания.

Личное распознавание, — которое происходит во внутреннем церковном суде и конфиденциально, —  должно сопровождаться распознаванием христианской общины, которое вовлекает её в сложную задачу интеграции. Участие в жизни Церкви верующих, переживающих сложные ситуации, может столкнуться со значительным сопротивлением именно внутри общины, где некоторые испытывают соблазн реагировать подобно старшему сыну из притчи о блудном сыне: им кажется, что у них что-то отнимают, когда младшего брата горячо принимает милосердный отец. В связи с этим увещание даёт чёткое указание: «Разведённым, живущим в новом союзе, важно чувствовать себя частицей Церкви. Они не отлучённые, с ними нельзя обращаться как с отлучёнными, поскольку они по-прежнему состоят в церковном общении. Положение этих верующих требует внимательного распознания и сопровождения в духе уважения. Ради поощрения участия таких лиц в общинной жизни следует отказаться от любых терминов и позиций, усугубляющих у них чувство дискриминации. Забота о них — вовсе не признак ослабления веры христианской общины, <…> но именно в таком попечении воплощается милосердие общины» («Amoris Laetitia», 243).

Богословское распознание в «Evangelii Gaudium» — это в центре и доктринальные окраины. В «Amoris Laetitia» — это распознание семян Божьего Слова. Вместе с пастырскими указаниями о личной и общинной духовной проницательности они предлагают солидную доктринального основу для обновлённой христианской жизни. Именно в этот путь Папа Франциск призывает отправиться Народ Божий, чтобы насладиться красотой радости Евангелия и любви в семье.

 

Свящ. Маурицио Гронки, профессор богословия Папского университета «Урбаниана» в Риме, консультант Конгрегации вероучения и Генерального секретариата Синода Епископов

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна