90 лет назад Италия и Святейший Престол подписали Латеранские соглашения

90 лет назад Италия и Святейший Престол подписали Латеранские соглашения

Подписание Латеранских соглашений 11 февраля 1929 года стало одним из важнейших событий понтификата Пия XI. Возвращая Святейшему Престолу собственную территорию и гарантируя его нейтралитет, этот пакт заложил основы современной политики Ватикана. С тех пор 11 февраля является в Ватикане праздничным днем.


Кардинал Пьетро Гаспарри и подписывают Латеранские соглашения. 11 февраля 1929.

Благодаря Латеранским соглашениям Папа, остававшийся «Узником Ватикана» со времени аннексии Папской области Италией в 1871 году, вновь обрел свободу вести себя не только как глава Католической Церкви, но и как светский суверен. Начиная с Пия XII, ставшего преемником Пия XI, и до нынешнего Папы Франциска понтифики умели и умеют извлекать большую пользу из полученного в 1929 году признания, выступая в качестве незаменимых участников международных процессов.

Кардинал Пьетро Гаспарри и Бенито Муссолини подписывают Латеранские соглашения.
11 февраля 1929 г.

Когда 11 февраля 1929 года государственный секретарь Св. Престола кардинал Гаспарри, представлявший Пия XI, и председатель совета министров Италии Бенито Муссолини, действовавший от имени короля Виктора Эммануила III, садились за стол в Латеранском дворце, оба они имели достаточно оснований для удовлетворения. Переговоры, начавшиеся в 1926, были долгими и трудными. Каждая сторона стремилась получить максимум бонусов от стороны противоположной, пойдя при этом на минимум уступок, пишет историк Фредерик Ле Моаль в своей книге «Дивизии Папы. пред лицом диктаторов (1917-1989)», опубликованной в 2016.


Муссолини считал, что христианство развратило итальянскую душу

Фашистская партия, основанная Муссолини в 1919, была изначально резко антиклерикальной и даже антирелигиозной. Дуче считал, что христианство развратило итальянскую душу. Итальянцы должны освободиться от него, чтобы вновь обрести мужество своих предков – римских легионеров. Однако начиная с 1921, Муссолини стал понимать, что его проект никогда не осуществится, если он будет придерживаться столь открытой антицерковной позиции. И он решил отказаться от антиклерикального пафоса. Более того: он даже принял облик послушного чада Церкви, обвенчавшись со своей женой Ракель и водя к причастию своих детей.


хотел получить выход к морю

Со своей стороны, Пий  XI не питал никаких иллюзий относительно антихристианской природы фашизма, который он неоднократно осуждал. Но он также был политиком. Когда Муссолини приходил к власти, во время знаменитого Похода на Рим в 1922 году, Папа проявил сдержанность. В Ватикане полагали, что фашизм устанавливается надолго и будет находиться под контролем итальянского государства и что лучше им воспользоваться, чтобы получить существенные преимущества – как в религиозной, так и в материальной сфере. Часть итальянских епископов и куриальных прелатов надеялись, что со временем удастся «окатоличить» фашизм. И Пий XI выбрал путь приспособления.

В конце 1926 Муссолини удается убедить короля Виктора Эммануила III – столь же непримиримого антиклерикала, как он сам – начать переговоры со Святейшим Престолом. В качестве предварительного условия дуче потребовал от Папы признать Рим столицей Италии. Со своей стороны, Пий XI хотел получить выход к морю – в чем ему Муссолини категорически отказал. В 1928 Папа наконец отказался от этих претензий, ситуация вышла из тупика, и в начале 1929 соглашения были готовы к подписанию.


Одно – три договора

Латеранские соглашения состоят из трех договоров. В соответствии с первым договором было создано государство Город Ватикан – небольшая территория площадью 44 га, окружающая базилику св. Петра и апостольский дворец. Новое государство получило такие «королевские» службы, как железнодорожный вокзал, почта, монетный двор, радиостанция. признала Папу светским правителем Ватикана, обладающим полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти.

Второй договор представлял собой финансовую конвенцию, предусматривавшую компенсацию в размере одного миллиарда лир (что равняется сегодня более чем миллиарду евро) со стороны итальянского государства за аннексию Папской области в 1870 году. Эта сумма позволила Ватикану создать достаточно крепкую базу в области финансов и недвижимости.

Третий договор – это конкордат между Святейшим Престолом и Италией, регулирующий отношения между этими двумя субъектами. Муссолини пошел на большие уступки: католицизм стал государственной религией, религиозное образование – обязательным, церковный брак получил государственное признание, было признано существование Католического действия. При этом священники должны были воздерживаться от какой бы то ни было политической деятельности, государство получало возможность говорить свое слово при назначении епископов, которые, в свою очередь, должны были присягать на верность Италии и правительству.

Таким образом, конкордат зафиксировал принцип, который станет очень важным впоследствии. Статья 24 гласит, что «Город Ватикан будет всегда и при всех условиях рассматриваться как нейтральная и неприкосновенная территория». Таким образом, нейтралитет Св. Престола записан в международном праве, и его защита гарантируется итальянским государством. После подписания договора Пий XI не поколебался назвать Муссолини «человеком Провидения».


Короткий «медовый месяц»

«Медовый месяц» режима Муссолини и Св. Престола был краток. Уже 13 мая 1929 дуче решительно заявил, что миссия воспитания лежит на государстве. «Говорить, что воспитание – это дело семьи, значит говорить вещи, находящиеся за пределами современных реалий. Только государство может выполнить эту задачу», – уточнил он.

Это заявление не могло не возмутить Папу – тем более что в 1926 фашисты создали молодежную организацию «Балилла», а голом позже запретили скаутское движение. Ответом Пия XI стала опубликованная 31 декабря того же года энциклика «Divini Illius Magistri», посвященная христианскому воспитанию молодежи. В этом послании понтифик напомнил, что государство не может заменить семью, а напротив, должно ее оберегать.

Этот конфликт, тем не менее, не помешал ни ратификации соглашений, ни установлению дипломатических отношений. Папа символически прекратил свое «заключение» в Ватикане, выйдя 25 июля с процессией на площадь Св. Петра, а 30 декабря – к Латеранской базилике св. Иоанна, кафедральному собору Римских епископов. Король Виктор Эммануил III нанес визит в Ватикан.


Новый кризис в 1931

Новый кризис разразился в 1931 году – вновь из-за воспитания молодежи и, в частности, из-за желания Муссолини распустить молодежные кружки Католического действия. Пий XI снова идет в бой и клеймит фашизм в энциклике, написанной не на латыни, а по-итальянски – «Non abbiamo bisogno», датированной 29 июня этого года. Новому государственному секретарю Ватикана кардиналу Эудженио Пачелли – ставшему в 1939 году Папой Пием XII – пришлось применить все свои дипломатические способности, чтобы 2 сентября 1931 был достигнут компромисс: Муссолини согласился терпеть группы Католического движения при условии, что они не будут вмешиваться в политику.

При этом твердость Пия XI контрастировала с довольно сильным клерикально-фашистским течением, которое желало сохранить согласие с Муссолини, видя в фашизме последний оплот в противостоянии еще более опасных для Церкви коммунизму и национал-социализму. Следует также отметить, что до середины 1930-х Муссолини не озвучивал своих экспансионистских замыслов и пошел на открытое сближение с Гитлером и нацизмом  только в 1937 году.

В итоге, вплоть до падения режима Муссолини в 1943, конфликты между дуче и Святейшим Престолом не прекращались – но при этом между ними сохранялась постоянная связь.


Пересмотр конкордата в 1984

Начиная с 1965 года, на повестку дня был поставлен вопрос о пересмотре конкордата между Святым Престолом и Италией, однако потребовалось более двадцати лет, чтобы в 1984 было подписано «Соглашение Виллы Мадама». Этот договор четко провозглашает полную независимость Церкви и государства – каждого в своей области, сопровождаемую стремлением к «взаимному сотрудничеству ради поощрения человека и блага страны». В частности, договор предусматривает введение так называемого налога «восемь промилле», позволяющего итальянцам предоставлять 8 тысячных частей своих налогов на нужды Католической Церкви, а также другим общественно полезным институтам.


Латеранские соглашения и улица Примирения

Снос квартала Спина-дель-Борго. 

Для Рима подписание Латеранских соглашений обернулось осуществлением старинных планов: созданием транспортной артерии, связывающей Ватикан с центром города. Фашистское правительство решило проложить Via della Conciliazione (улица Примирения) – монументальный проспект, символизирующий новое соглашение между светской и духовной властью. Было решено снести все здания квартала Спина-дель-Борго (в Древнем Риме «спи́ной» называли стенку посредине ипподрома).

Снос старых домов был торжественно начат 29 октября 1936 года: дуче – мечтавший возродить «величие Рима времен Августа» – лично нанес первый удар киркой. В итоге было снесено 142 здания, в том числе несколько дворцов и одна . Детали некоторых старых дворцов были включены в новые фасады.

Чтобы усилить эффект перспективы и подчеркнуть гармонию с обелиском на площади Святого Петра, было решено установить по обеим сторонам улицы фонарные столбы в форме обелисков. Однако этот проект был реализован лишь в 1950, когда Католическая Церковь отмечала Юбилейный год. Острые на язык римляне прозвали их «суппозиториями Муссолини».

Морис Паж

Перевод: «Благовест-инфо»

Источник: Cath.ch — Portal catholique suisse

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна