4 июля. Святой Андрей Критский — епископ, богослов, церковный поэт
Св. Андрей, архиепископ Критский (или Андрей Иерусалимский) — христианский богослов, проповедник и гимнограф, живший и подвизавшийся в Сирии, в Константинополе и на Крите в VII веке.
Святой Андрей родился около 660 года в сирийском городе Дамаске у родителей-христиан. Согласно его житию, он был немым от рождения до семилетнего возраста, когда чудесным образом исцелился, приняв Св. Причастие.
Чудо исцеления оставило в его памяти неизгладимое впечатление и послужило причиной выбора дальнейшего жизненного пути. Восьми лет он был отдан в церковную школу. А в возрасте 14 лет поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного возле Иерусалима, что позволило Андрею продолжить свое образование, а впоследствии сделать карьеру. Подросток вел аскетичную жизнь, много времени уделял изучению Священного Писания и других церковных произведений. С этого времени он начинает изучать и богословские науки. Он быстро заслужил уважение, и вскоре его назначили на ответственную должность секретаря-синкелла (письмоводителя) при дворе Иерусалимской патриаршей кафедры.
В 679 году Андрей принял участие в работе VI Вселенского Собора, созванного Византийским императором Константином IV Погонатом (668-685) против ереси монофелитов и проходившего в Константинополе.
На этом Соборе он был специальным посланником Патриарха Иерусалимского Феодора, успешно противоборствовал еретическим учениям, обнаруживая не только всестороннюю образованность и глубокое знание догматов Церкви, но и высокий дух благочестия.
Осенью 685 года, после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей вместе с двумя монахами доставил их в Константинополь.
Оставшись в столице Византии, Андрей был посвящен Константинопольским Патриархом в архидиакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме.
В начале VIII века, при Императоре Юстиниане II Ринотмите (685–695 и 705-711) и Константинопольском Патриархе Кире (706–712), Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в городе Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».
Критскую кафедру он занимал вплоть до своей кончины. Здесь святой уделял много времени и сил борьбе за чистоту веры и учения Церкви. По его инициативе и при его личном содействии возводились новые храмы, в том числе по образу Влахернской церкви в Константинополе. Здесь он организовывал приюты и богадельни.
Здесь же он раскрывается как проповедник и поэт. Проповеди Андрея Критского отличаются высоким слогом и гармоничной фразой, что позволяет говорить о нём как об одном из выдающихся церковных ораторов Византийской эпохи.
Скончался святой 4 июля 740 года в деревне Эресос на острове Лесбос, заболев во время возвращения на Крит из Константинополя, куда он часто отправлялся по делам Церкви. Его погребли в церкви Святой Анастасии (позднее её освятили во имя святого Андрея).
Позже мощи св. Андрея Критского были перенесены в Константинополь.
Святой известен как сочинитель текстов и мелоса ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, которые сохранились в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях. Он прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Помимо Великого покаянного канона святителю принадлежит авторство на каноны, посвящённые главным византийским церковным праздникам, большинство из которых включено в современные богослужебные книги: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святого Игнатия Богоносца, святого Николая, а также каноны, трипеснецы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди.
Св. Андрей Критский также считается создателем нового жанра гимнографии, новой литургической формы — канона. Он изобрёл и впервые ввёл в византийскую литургическую службу саму форму канона. Поэтому с его именем связан процесс вытеснения более древнего поэтического жанра, кондака, новым – каноном, более приспособленным для медитативных размышлений и славословий. Всего авторству Андрея Критского приписывается около 70 канонов.
Самое известное сочинение святого – Великий покаянный канон, который читается в Православной Церкви в дни Великого поста (на первой и пятой седмицах). Он состоит из 250 строф-тропарей (обычное число тропарей – 30), варьирующих тему покаяния и считается самым длинным каноном из существующих.
В Великом каноне проходит череда образов Ветхого и Нового Завета: каждая его «песнь» (всего их девять) по образному составу соотносится с одним из библейских эпизодов. Например, первая – с переходом через Красное море, вторая – с проповедью Моисея в пустыне, третья – с благодарением Анны, родившей Самуила и т.д. Однако цель автора не пересказ библейского повествования, а нравственное научение верующих.
По мнению протопресвитера Александра Шмемана, этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой».
Андрей Критский оставил после себя мощную гимнографическую традицию, которую продолжили великие церковные поэты последующих веков – Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный и другие. Сохранились также назидательные Слова св. Андрея Критского на некоторые церковные праздники.
Дни памяти святого отмечены в календарях как Католической, так и Православной Церквей.