14 октября греко-католики и православные отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября греко-католики и православные отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В традиции Украинской Греко-Католической Церкви и Русской Православной Церкви этот праздник отмечается 14 октября (1 октября ст. ст.), в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери Андрею, Христа ради юродивому. Это произошло во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божией Матери. 


В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме.

Лишь в конце XVII века святитель Димитрий Ростовский в своих Четьих-Минеях указал, что чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье 1 октября.

О датировке события существуют различные мнения; согласно одной из версий, оно могло произойти в 902 или 910 годах, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность.

В других источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году.

Согласно житию св. Андрея, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после Нее.

Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Богоматерь сняла с Себя омофор, который был на верху Ее головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как солнце. Спустя время Богородица удалилась.

В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского так описывается молитва Божией Матери:

«Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там , видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Что касается истории установления праздника, то и тут у исследователей существуют разногласия. Точка зрения, согласно которой праздник имеет византийское происхождение, сформулирована афонским монахом Пахомием Логофетом, знаменитый агиографом XV века, в «Похвальном слове на Покров», помещенном в Великих Четьих Минеях. Он говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришел на Русь, не приводя, однако, никаких доказательств.

На Руси в честь Покрова освящали большинство казацких церквей. Покровским был главный храм Запорожской Сечи. С первых лет своего существования казачество в своих молитвах обращалось к Божьей Материи с надеждой, что Пречистая покроет своим омофором православное воинство во время отстаивания прародительской веры, поможет в освобождении братьев и сестер из басурманского плена.

Покров Богородицы. Середина XVII в.

Традиционная для Русской церкви точка зрения связывает установление и начало почитания этого праздника с именем князя Андрея Боголюбского.

Согласно этой версии, в память заступничества Богородицы через Ее Владимирскую икону за войско Андрея Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году князь распорядился учредить — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви.

Однако существует мнение, что инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах.

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале — на вратах Рождественского собора (начало XIII века) и в Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).

XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины.

Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.

Этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, с ним было связано множество традиций. На Покров незамужние девушки приходили в храм, чтобы просить Пресвятую Богородицу о скором и удачном замужестве.


Тропарь

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

 

 

По материалам порталов Рублёв, Правмир

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна