В Иркутске продолжается Всероссийский конгресс, посвященный Пресвятой Богородице

В Иркутске продолжается Всероссийский конгресс, посвященный Пресвятой Богородице

4 декабря в Иркутске начал работу Научно-пастырский мариологический конгресс «Мария – Мать Милосердия». Форум, собравший более 120 участников из четырех российских католических епархий и гостей из-за рубежа, стал последним из четырех Конгрессов, посвященных 50-летию Второго Ватиканского Собора – самого значимого события в истории Католической Церкви в XX столетии. «Однако наш Конгресс – это не просто воспоминание о Соборе, – подчеркнул в своем вступительном слове ординарий епархии Св. Иосифа в Иркутске епископ Кирилл Климович. – 50 лет спустя мы стараемся взглянуть на нашу веру в условиях нашей жизни в России, увидеть конкретные рекомендации и пастырские перспективы, которые всегда указывает живая вера».

Первый из Всероссийских конгрессов, прошедший в Казани, был посвящен семье, второй, в Санкт-Петербурге, – миссии, третий, в Новосибирске – Евхаристии, и наконец последний – Пресвятой Богородице. Особенно знаменательно, как отметил Владыка Кирилл, что мы начинаем размышлять о Марии – Матери Милосердия буквально накануне открытия Юбилейного Года Милосердия.

Во время торжественной Мессы открытия конгресса в Кафедральном соборе Непорочного Сердца Марии, которую сослужили четыре российских католических епископа и Апостольский нунций архиепископ Иван Юркович, представитель Святого Престола сказал в своей проповеди: «Прежде всего это событие показывает, что Католическая Церковь в России имеет внутреннюю силу и энергию, чтобы пересмотреть свою жизнь и миссию в сегодняшнем мире и веке, не боясь всех тех вещей, которые пугают не только нас, католиков, но и всё общество, и не только в нашей стране, но и во всём мире. В Церковь также может проникнуть это впечатление, что проблемы, которые, которые нас окружают, столь сложны, что лучше оставить их решение на будущее. Это самая страшная ошибка, которую могла бы сделать Церковь. Церковь живет, исходя не из того, что происходит вокруг, но из того, что происходит внутри нее. Мы не делаем каких-то мелочных заключений, а возвращаемся к голосу Бога внутри нас. Общество страдает от отсутствия вдохновения, от отсутствия новых идей. Ясно, что эти идеи не могут быть человеческими, потому что человеческие идеи уже разочаровывали нас столько раз. Это должны быть новые идеи, новое вдохновение, новая любовь. И мы, Церковь, в состоянии это сделать. Это наша задача, и мы беремся за нее. Для этого наше христианство должно быть всё более подлинным, всё больше похожим на жизнь и веру Богородицы».

После Мессы состоялось открытие нескольких выставок, посвященных Деве Марии: выставки икон и скульптурных изображений представили разнообразный подход к образу Богоматери – от хорошо знакомых до кажущихся экзотическими образов из китайской или африканской культуры. Выставка детских рисунков свидетельствует о трогательном и часто наивном, но одновременно глубоком опыте встречи с личностью Марии как Друга и Спутницы на пути к Богу.

С первым докладом на конгрессе выступил известный польский богослов, профессор Люблинского Католического Университета о. Целестин Напюрковский, OFMConv. Он рассказал, что многие титулы Богородицы, прочно вошедшие в народное благочестие, – такие, как «Царица» или «Госпожа», – в действительности имеют мало общего с образом Марии в Священном Писании, которое напротив, показывает Ее как «рабу Господню», «служанку». Еще один распространенный иконографический образ Марии, сокрушающей голову змея (ср. Быт 3, 15), основан по сути на неверном переводе, и в некоторых формах благочестия умаляет тот факт, что это Христос одерживает победу над дьяволом и смертью, Мария же, как и все люди, является восприемницей этого дара Спасения. О. Целестин также с сожалением указал на то, что при всем обилии богородичных молитв, самая главная из них – Magnificat, то есть молитва самой Пресвятой Девы, остается относительно малоизвестной и малоупотребительной.

Вечером первого дня работа Конгресса переместилась из Кафедрального собора в Иркутске на турбазу на берегу Байкала. День завершился вечером свидетельств, во время которого участники Конгресса поделились большими и малыми чудесами, которые, как они уверены, Бог даровал им через заступничество Марии и молитвенное общение с Ней.

Второй день Конгресса был посвящен углубленным размышлениям о роли Девы Марии в жизни и служении Церкви. О. Иосиф Венцлавик, SVD, ректор семинарии Общества Слова Божия в Пененжне (Польша), рассказал о важности роли Богородицы как примера для людей посвященной жизни. «Как мы видим, посвященная жизнь начинается с восхищения Богом, Божией любовью, – отметил он. – Это восхищение красотой Бога мы замечаем именно в Марии, которая учит нас, как пребывать перед образом Господа. Также личность Марии напоминает нам, что Церковь является даром Бога и ее невозможно «организовать», «создать», как это делают люди, используя всякого рода психологические или социотехнические методы. Наконец, Мария является архетипом деятельности Церкви, которая напоминает, что всякая помощь приходит свыше, от «Отца света». Она сама остается в тени и учит всех людей посвященной жизни, чтобы Христос был для них на первом месте, и чтобы призванные, преуменьшая собственное значение, указывали на Него».

О. Целестин Напюрковский, OFMConv, рассказал о важных психологических аспектах богородичного благочестия: многие популярные марийные молитвы и песнопения отражают образ Богородицы, основанный на человеческих стереотипах отношений в семье, где добрая мать защищает детей от строгого или даже жестокого отца. Даже в молитвах святых мы находим выражения, которые можно понимать таким образом, что Мария – это единственное спасение от гнева Бога и Христа, которые готовы отдать нас на произвол сатаны. «Трудно читать такие молитвы без внутреннего содрогания, – сказал о. Целестин, – а между тем эти книги издавались и были очень популярными на протяжении десятилетий». В народном сознании утвердилось представление, что Бог разделил свое Царство на две половины: справедливость и суд отдал Сыну, а милосердие – Богородице. Понятно, что такое благочестие основано на серьезно искаженном образе Бога. Еще одним недоразумением является искаженное понимание участия Марии в деле Искупления, которое воспринимается иногда как посредничество, почти независимое от действия Христа, тогда как такое участие возможно только во Христе, воплощенном Милосердии Отца. Как отметил о. Целестин, важную роль для адекватной мариологии играет ряд энциклик Иоанна Павла II, в которых представлен целостный образ Бога, «богатого милосердием»; Христа, «Искупителя Человечества»; и Марии, «Матери Искупителя».

О. Якуб Блащишин, SVD, преподаватель католической Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге, рассказал о Богородице в учительстве Папы Франциска. Первый столп его мариологии – это богословие Второго Ватиканского Собора, второй – латиноамериканское богородичное благочестие. Мариология соборной Конституции Lumen Gentium отражает понимание Церковью себя как народа в движении, странствующего во времени и пространстве навстречу Спасителю. И в этом странствии Мария – не отдельно от него, на недосягаемой высоте, а вместе с народом, хотя и на первом месте, как высочайший и исключительный пример совершенного единения со Христом.

Богородичная духовность Папы пропитана традициями Южной Америки – континента, который называют «марианским по существу». «Мария вписана в историю этих народов и буквально участвует в истории создания их идентичности», – отметил о. Якуб, – «Мария – не просто часть церковной доктрины, Она отвечает глубочайшим чаяниям народов, управляет миром, питает религиозное чувство и веру». В антропологическом плане Мария – это «проект» нового человека, она показывает, как сохранить человеческое достоинство в крайне трудной жизненной ситуации.

Для этого благочестия характерна публичная, но очень глубокая эмоциональность, которую Папа Франциск не стесняется проявлять. На следующий день после своего избрания на Престол Святого Петра он первым делом отправился в базилику Санта Мария Маджоре с букетом цветов, чтобы почтить икону Богородицы «Спасение римского народа». Папа предпочитает академической теологии «богословие благочестия», «коленопреклоненное» богословие. Мы чувствуем присутствие Бога, – говорит он, – и нашей первой реакцией является поклонение, то есть буквально желание встать на колени, и уже затем интерпретировать этот опыт. Человек живет с открытыми глазами и видит Бога там, где Он находится, а не где-то еще. Мария для Папы Франциска – это его Мать, и он реально чувствует себя Ее духовным сыном, постоянно пребывает с Ней в контакте. И во-вторых Она – Мать его народа, который он стремится привести к личной встрече с Марией.

Иеромонах Иннокентий (Деньщиков), сотрудник Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, поделился размышлениями о богородичном почитании. Богословие для православной традиции – это прежде всего мистический опыт, созерцание духовной действительности, важной частью которой является Божия Матерь. И этот опыт свидетельствует о глубоком родстве опыта восточного и западного христианства. Для православного человека, как засвидетельствовал о. Иннокентий, на первый взгляд в святилище на Ясной Горе всё кажется иным, чужим, но когда приступаешь к одной из величайших святынь христианства, святой иконе, то это ощущение разделения уходит. Сама история разделяет Запад и Восток, но сегодня стоит говорить о том, что нас как христиан объединяет. Это опыт Церкви, почитание Божией Матери, которое покоится на общем церковном предании. Имея несомненные различия в догматике, в отношении почитания Богородицы мы находимся в единстве. Православный священник с сожалением рассказал о примерах утраты традиционных ценностей в западном мире и связал их с упадком богородичного благочестия в культуре.

Подводя итоги второго дня Конгресса во время Святой Мессы, ординарий Преображенской епархии в Новосибирске епископ Иосиф Верт в своей проповеди подчеркнул важность согласия, которым Пресвятая Богородица ответила на замысел Бога о Ее участии в тайне Воплощения – Ее fiat, «да будет». Если в каком-то городе в приходе нет священника или монахинь, – заметил Владыка Иосиф, – значит кто-то не ответил fiat на предложение Бога; если заключается мало браков или в семьях не рождаются дети – это значит, что кто-то не ответил fiat на свое призвание к семейной жизни. Таков вызов, обращенный к каждому из нас и ко всей Церкви сегодня.

В конце Мессы ординарий епархии Святого Климента в Саратове епископ Клеменс Пиккель сообщил о решении Конференции католических епископов России в ознаменовании столетия фатимских явлений Божией Матери провести Всероссийское паломничество в Фатиму. Паломничество пройдет в июле – в память о явлении Божией Матери 13 июля 1917 года, когда Она говорила об обращении России.

Работа Конгресса завершится в воскресенье, 6 декабря, торжественным богослужением и концертом в Кафедральном соборе Иркутска.

 

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Фото Натальи Гилёвой

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна