Круглый стол, посвященный поиску и обустройству мест захоронений жертв репрессий, прошел в Москве

Круглый стол, посвященный поиску и обустройству мест захоронений жертв репрессий, прошел в Москве

О работах по обнаружению и обустройству мест массовых захоронений жертв политических репрессий, прежде всего на Соловках, рассказали участники круглого стола «Быть или не быть местам памяти?», состоявшегося 10 мая в Культурном центре «Покровские ворота». Встреча прошла при информационной поддержке журнала «Вестник РХД» и портала Гефтер.ру, ее провели редактор «Вестника» Наталья Ликвинцева и преподаватель Московской международной киношколы Юрий Михайлин.

Круглый стол начался рассказом о событии, вызвавшем широкий общественный резонанс – аресте по ложным, как предполагают, обвинениям историка, краеведа, поисковика мест погребений репрессированных Юрия Дмитриева, находящегося по сей день в СИЗО Петрозаводска. С его именем связано обнаружение захоронений в урочище Сандармах в 1997 году (9 500 чел.), в лесном массиве Красный бор близ Петрозаводска и на Секирной горе в 2005 году. «Он был одним из немногих, кто не просто находил места захоронений, но и обнаруживал связь этих мест с расстрельными списками… Таким образом, люди не остаются безымянными, им возвращается », — рассказала Наталья Ликвинцева. Юрий Дмитриев не просто находил места памяти, он делал их уникальными, где сейчас можно собираться и совершать поминальную молитву, отметила Н.Ликвинцева.

Ольга Керзина, директор Киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола», руководитель образовательного проекта «Скрытая » считает, что решить задачу поиска затерянных могил по прошествии стольких лет можно, если сложится уникальное сообщество разных людей.

По мнению Юрия Бродского, исследователя Соловков, автора книги «Соловки. Двадцать лет особого назначения», то, что произошло с Дмитриевым – «это не отдельный всплеск, это целенаправленная политика нашей власти». Когда-то, в советские времена, любые упоминания о местах захоронений были под запретом, но и сейчас «мы недалеко ушли». «Сейчас непросто на Соловках», — отметил Ю.Бродский, и рассказал о создании «новой концепции памяти» — говорить только о новомучениках, но не говорить о том, кто были мучители.

В представленном видеофрагменте руководитель центра «Возвращенные имена» при РНБ, член Петербургской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, составитель Книги памяти «Ленинградский мартиролог» Анатолий Разумов рассказал подробнее, как были обнаружены захоронения на Секирной горе – в 2005 году при участии сотрудников музея и настоятеля Вознесенского скита иеромонаха Матфея (Романчука). Впоследствии эту местность стали расчищать студенты Московской киношколы, и так начал формироваться мемориал на Секирной горе. «Но все захоронения пока не найдены. Мы будем продолжать поиски», — сказал А.Разумов.

Ольга Керзина продолжила рассказ о создании мемориала на Секирной горе, сопровождая его фотографиями. Дорожки выкладывали камнями, которые приносили из других мест. «Понимали, что концепция пространства должна вписываться в монастырскую архитектуру. Из камней и песка сделали лестницу. Также пришли к тому, что необходимо обозначить количество людей, похороненных в каждой могиле – для этого были сделаны таблички», — рассказала она. Настоятель скита о. Матфей отслужил панихиду сразу после открытия мемориала, и с тех пор он совершет здесь богослужения кждую неделю. Руководитель киношколы рассказала о том, как менялось ощущение этого места – сначала здесь было «реально страшно»,  потом стало светлее, и вот наконец запели птицы. Была установлена табличка для экскурсионных групп, а также составлена и установлена карта кладбища. Претерпевала изменения идея поклонного креста. «В итоге в изображении креста присутствует терновый венец. Крест по цвету соотносится с куполом Вознесенского скита. Все пространство получило единое решение», — подытожила О. Керзина.

Участники круглого стола представили также видеозапись рассказа Юрия Дмитриева о том, как был обнаружен «первый этап» расстрелянных  — в урочище Сандармох.

По словам Алексея Федорова, педагога Московской киношколы, пока не удалось найти свидетельств о «втором этапе», расстрелянном предположительно в Лодейном Поле.

Лидия Головкова, ст.н. сотрудник Отдела новейшей истории Церкви Православного Свято-Тихоновского государственного университета, главный редактор 8-томного издания Книги памяти «Бутовский полигон» рассказала о том, как трудно вести поиски в Москве, где, как нам кажется, известно все. В Москве места массовых расстрелов и захоронений  – Бутово, «Коммунарка», Донское кладбище, Ваганьково, больница № 23 «Медсантруд», и по каждому есть множество вопросов. Однако нет документов на 90% мест расстрелов; все труднее получать доступ к документам; «копать никто не разрешает». Бутово «как бы опекает государство, но с большими трудностями», и сейчас, отметила Л.Головкова, появляются «гнусные статьи, что в Бутове ничего не было».

О.Георгий Белькинд, клирик Иоанно-Предтеченского храма г. Венёв (Тульская обл.) рассказал о том, как  пришлось «передвигать» место памяти: на месте бывшей тюрьмы, где проводились расстрелы, теперь построена школа. Против установленного поблизости памятного знака «восстали коммунисты, ветераны и педагоги». В результате в прошлом году панихиду служили в другом месте – у алтаря разрушенного храма. Существует также, по словам священника, проблема публичной риторики. Нет официальной формы поминовения жертв репрессий: «За что убиты? Как можно это осознать – убиты ни за что?».

На встрече было зачитано письмо в защиту Юрия Дмитриева. Как сообщается на сайте «Дело Дмитриева», в поддержку историка и краеведа уже выступили настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, член церковного совета при Патриархате Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, протоиерей Кирилл Каледа; настоятель Лодейнопольского храма св.апп.Петра и Павла, протоиерей Михаил Николаев; журналист, телеведущий, писатель Александр Архангельский; поэт, филолог и переводчик Ольга Седакова; 89 членов Санкт-Петербургского ПЕН-клуба, писатель Евгений Водолазкин и другие.

Елена Бажина

 

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна