Интервью владыки Иосифа Верта «Московской Немецкой Газете»

Интервью владыки Иосифа Верта «Московской Немецкой Газете»

О значении встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла, а также о жизни российских католиков журналист «Московской Немецкой Газеты» беседует с ординарием Преображенской епархии епископом Иосифом Вертом.

«Стена пала: главы РПЦ и Ватикана призвали верных своих Церквей к взаимному сотрудничеству»

— Владыка, оправдала ли эта встреча ваши ожидания?

— Несомненно! Это замечательно, что встреча вообще состоялась. Было положено начало диалогу между главами двух крупнейших христианских конфессий. «Встреча прошла в братском духе, — сказал понтифик. — Мы говорили открыто и без недоговорок». Все мы знаем, что так звучат обычные протокольные слова, но это была реальная встреча братьев во Христе, за которым стоят миллионы их прихожан.

Почему встреча все-таки состоялась в Гаване, да еще в аэропорту?

В СМИ этот факт уже объяснялся. На то были деловые причины. Папа летел в Мексику. Патриарх Кирилл тоже отправлялся в Латинскую Америку, и надо было просто согласовать стыковку их рейсов. Но на самом деле значение этого события намного больше, чем случайное совпадение маршрутов. В Москве встретиться, наверное, было бы сложно. В Риме тоже. Надо было выбрать нейтральную территорию. Любая страна Европы таковой быть не может. Самая нейтральная территория  — это Куба. Мне бы и в голову не пришло выбрать эту страну. Но есть умные люди, которые решили провести встречу именно там. И это был самый правильный выбор.

Как мы знаем, кроме совместного заявления были приняты некоторые конкретные решения, например, о совместной паломнической деятельности?

Была подписана декларация. Это замечательный текст. В ней нет перечисления конкретных шагов или мероприятий, но там обозначен дух, в котором Католическая и Русская Православная Церкви хотят двигаться вместе. И в этом духе можно уже думать об организации паломнических проектов и о многом другом. Это и будет продолжением начатого в Гаване диалога. Самым плохим в отношениях между нашими церквями за последнее десятилетие было как раз то, что мы не встречались. А если и встречались священники или архиепископы, то об этом нельзя было говорить и сообщать прессе. Каждый раз участники встреч просили: только не фотографируйте нас и не пишите об этом в СМИ. Было впечатление, что происходило что-то неприличное, какое-то преступление. И вот после встречи двух лидеров эта стена упала.

Уже давно существует пример плодотворной совместной работы священников Римско-католической и РЦП в итальянском городе Бари. Там в церкви Николая Чудотворца есть два алтаря, где служат представители обеих конфессий. Есть ли еще подобные примеры?

Конечно. Это в первую очередь Святая Земля. Там наши общие святыни. Например, Храм Гроба Господня в Иерусалиме. В нем несколько крупных христианских конфессий имеют свои алтари, в которых они служат.

Какова сейчас ситуация с католиками в России? Сколько приверженцев в России? Много ли среди них российских немцев?

Мы не ведем никакой статистики. Когда меня спрашивают, сколько католиков в России или в моей Преображенской епархии, я могу лишь приблизительно сказать о ее национальном составе. Я знаю, что третья часть российских немцев имеет католические корни. За 70 лет государственного атеизма, к сожалению, подавляющее большинство населения бывшего СССР потеряло связь с верой предков. Сегодня большая часть российских католиков все же имеет немецкие корни, еще одна большая группа — поляки. Так было сто лет назад и так есть сейчас. Есть среди российских католиков и представители других народов, которые исторически исповедовали католицизм. Это армяне, выходцы из Белоруссии, Украины. Есть среди нас и русские.

После отъезда огромного числа российских немцев в Германию картина изменилась сильно?

25 лет назад, когда была восстановлена структура Католической Церкви России, то подавляющая часть ее прихожан была из российских немцев. Тогда и мессы мы служили на немецком. А сейчас это бывает крайне редко. Теперь основной язык наших проповедей, молитв и литургий — русский.

Говорят, что немало российских немцев, которые не уехали на историческую родину, переходят в православие…

Да, такое случается. Человек должен свободно выбирать веру. Это деликатная тема. Кстати, как раз католиков последние 25 лет очень часто обвиняли в прозелитизме, то есть в перетягивании верующих нечестным путем и обманом из одной конфессии в другую. Но это не совсем так. Всегда, когда к нам в Католическую Церковь приходил новый человек, он должен был ознакомиться с Церковью, ее учением, попрактиковаться в вере как минимум год. За это время любой сознательный человек мог понять, подходит ли ему данная Церковь и вера.

Были ли люди, которые ошибались в выборе?

Да. Те, кто приходили к вере неосознанно. В начале 90-х годов через Католическую Церковь в Россию поступало немало гуманитарной помощи. И некоторые думали, если они станут католиками, то получат еще больше помощи.
Как-то ко мне пришла многодетная русская женщина. Ее семье уже помогал один наш священник. Она пришла ко мне с вопросом: изменится ли ее жизнь, если она станет католичкой. Я ответил, что в первую очередь мы вычеркнем ее из списка получателей гуманитарной помощи, чтобы переход в Католическую Церковь был свободным и не связанным с приобретением материальных благ.

Она согласилась?

Женщина больше не пришла. Я думаю, что многие наши священники вели себя так же, как я, чтобы не привлекать русских в Католическую Церковь через гуманитарную помощь. Нужно чтобы человек был свободен в своем выборе. Но многие российские немцы перешли в Православную Церковь. Ведь у нас к таинству Крещения готовят целый год. Людей, не готовых ждать год, с удовольствием крестят православные братья. Хорошо, если немцы осознанно идут в православие, а если лишь для того, чтобы не ждать год? Тогда это не совсем правильно.

Правда, что и , и православные взаимно признают крещение, проведенное в своих Церквях. При переходе из Церкви в Церковь перекрещиваться не надо?

Да, признают. Но люди по незнанию думают, что, начиная ходить в православный собор, они сразу становятся православными. Это не так. С этим я сталкивался в конце 80-х и в 90-х. Тогда на огромной территории от Урала до Дальнего Востока было всего три католических священника. Мы много ездили и часто в селах заставали такую картину: вся польская или немецкая деревня крещена в православие. За год до нас здесь был батюшка и всех покрестил. Это выглядело странно: родители были католиками, а дети вдруг православные. Во времена СССР наши бабушки и дедушки сами умели крестить. Там же, где не умели, люди шли креститься к православным, но это не значит, что они становились православными.

Почему?

У православных есть обряд принятия католика в православие. В ходе его надо отречься «от всех католических ересей», от Папы Римского и так далее. Но российские немцы этого не делали. Если бы батюшки этого от них потребовали, то они бы ушли.

То есть одних католиков нельзя упрекать в прозелитизме?

В принятой в Гаване декларации говорится об исключении любых форм прозелитизма и взаимном уважении. Именно так дальше и должны идти наши Церкви.

 

Досье

Епископ . Ординарий Римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске.

Родился в 1952 году в Караганде (Казахстан) в семье ссыльных немцев-католиков.

После службы в Советской армии, в 1975 г. поступил в подпольный новициат ордена иезуитов в Литве и через два года стал монахом этого ордена.

В 1979 году поступил в Каунасскую духовную семинарию. В 1984 году был рукоположен в священники. Служил викарием в Литве, затем настоятелем  прихода в Актюбинске (Казахстан), а также в Марксе (Саратовская область).

В 1991 году был назначен Апостольским администратором для католиков азиатской части России и рукоположен в епископы. В 1998 году стал администратором для католиков латинского обряда Урала и Западной Сибири. В 2002 году возглавил Римско-католическую Преображенскую епархию в Новосибирске.

С 2005  по 2011 год дважды избирался председателем Конференции католических епископов России.

Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2005 г.).

 

Беседовал Василий Яшкинас

Источник

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна