24 ноября. Торжество Господа нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной

Праздник Христа-Царя – это самый «молодой» праздник в Католической Церкви. Он был установлен папой Пием XI в 1925 г. и стал своеобразной реакцией на секуляристские и атеистические умонастроения эпохи. Вначале он отмечался в последнее воскресенье октября, но с 1970 г. был передвинут на последнее (34-е) воскресенье Литургического года (как известно, в современном календаре Латинского обряда Литургический год начинается с первого воскресенья Адвента). Завершая Литургический год, этот праздник являет Христа как Царя всего сущего, «Альфу и Омегу, Первого и Последнего, Начало и Конец» (Откр 22,13). Литургические тексты подчеркивают основы царственного достоинства Христа – Его Воплощение и совершённое Им дело Искупления, а также динамику Спасения – в конечном итоге, вечное и всеобщее Царство будет принадлежать Величию Божию.
В этом году торжеством Христа-Царя завершится объявленный Папой Бенедиктом XVI Год Веры. Соответствующую церемонию проведет в Риме Папа Франциск, а российские епископы — в Саратове, где с 21 по 24 ноября пройдет очередное заседание Епископской Конференции Российской Федерации.

Размышление на торжество Иисуса Христа, Царя Вселенной

1. Чем отличается вера христианина от того, что признаёт сатана? На страницах Евангелия мы находим немало титулов, которыми сатана именует Иисуса: «Святой Божий», «Сын Божий», «Сын Человеческий»… Эти признания сатаны для нас необычайно много значат, ведь дьяволу не надо верить – он всё это знает. Однако мы нигде не найдём свидетельств того, что сатана признает Иисуса своим Царём. Этим, собственно, и отличается «исповедание веры» дьявола от исповедания веры христианина. Один из плодов искупления – то, что Бог избавил нас от власти тьмы и ввёл в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1,12-20). Христиане признают Иисуса своим Царём и Царём всей вселенной. И это признание влечёт за собой весьма важные последствия.

2. Царство Божие – это господство Бога. Иисус сам показал, что значит жить в Царстве Божием. Евангелия повествуют об одном из самых трудных моментов в посланническом служении Иисуса – об искушении на кресте. Его суть – в соблазне присвоить полученные от Отца дары: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». Иисус был Царём Иудейским! Он был Сыном Божиим. Он был Мессией. Он мог бы спасти Себя Самого. Разве не мог сойти с креста Тот, Кто вывел из гроба умершего четыре дня назад Лазаря? У Него было достаточно могущества, чтобы сотворить это.
Но, как мы знаем, Иисус не сошёл с креста. Он не воспользовался Своей властью, чтобы спасти Себя. Почему? Потому, что Отец послал Его не спасать Себя Самого, а исполнить вверенную Ему миссию, осуществить Отчий замысел. Этот замысел требовал, чтобы Иисус претерпел крестные муки до конца и почил смертью мученика.

3. Подобное искушение переживает каждый человек. В некий момент Бог как бы ушёл из мира, одарив человека властью над всей природой: «Наполняйте землю, и обладайте ею». Мы видим, что человек всё увереннее чувствует себя на земле. Он понемногу приходит к убеждению, что и сам может вполне разумно распорядиться всеми благами земными, что сам может определять свою судьбу… И зачем же тогда ему Бог?
Человек призван продолжать на земле Отчий замысел: дополнять дело сотворения. Если же присутствие Бога в мире не признаётся, человек присваивает себе власть над миром. Осуществление Божия замысла прекращается, в результате чего уже не человек владеет миром, а мир человеком.

4. Мир – это дар Божий, это – среда, в которой исполняется спасение человека. Ни один человек не вправе присваивать себе полученные от Бога дары. Господь щедро наделяет людей Своими дарами, чтобы они исполняли своё посланничество в мире в согласии с Его волей. Исповедание Иисуса Христа Царём Вселенной подразумевает именно такое участие Его учеников в судьбе этого мира.

Священник Войтех Загродзкий, CSsR

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна