1 мая. Святой Праведный Иосиф Труженик

1 мая. Святой Праведный Иосиф Труженик

Воспоминание Иосифа-Труженика в Международный  День Труда 1-го мая отмечается в Католической Церкви с 1955 г. Таким образом Церковь – по примеру святого Иосифа и по его ходатайству – выражает свое убеждение в значимости человеческого труда как в земном, так и в духовно-благодатном аспекте. Любой дает человеку возможность приобщиться к делу Бога-Творца, а в Иисусе Христе претворяется – в той мере, в какой он одушевлен любовью к Богу и людям – в истинную молитву и апостольское свидетельство.

Напомним, что в Преображенской епархии во имя Иосифа Труженика освящен храм в Сургуте. Мы поздравляем духовенство и верных этого прихода с их престольным праздником.

Ты будешь есть от трудов рук твоих… (Ср. Входной антифон, Пс 128(127),1-2). Представляя нам сегодня святого Иосифа как идеал, Церковь не «канонизирует» определенных форм труда, а подчеркивает значимость и достоинство труда как такового. В первом чтении сегодняшней святой Мессы (Быт 1,26; 2,3) из Книги Бытия человек показан участником дела Сотворения мира. Священное Писание повествует и о том, как Бог поместил человека в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2,15). Труд – это заповедь, изначально данная человеку Богом. В ней отражен «тварный» статус человека и выражено его достоинство. Труд – это форма сотрудничества человека с Провидением Божиим, действующим в мире. «Мир существует также и для того, чтобы мы возделывали и совершенствовали его. Необходимость “завершить” дело Божие формирует пространство человеческого труда. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал (Быт 2,2). Давая столь антропоморфное описание “трудов” Бога, Библия (…) высвечивает обязанности человека по отношению к миру. “Труды” Бога – это пример для человека, призванного не только жить в мире, но и “созидать” его, становясь таким образом “соработником” Бога», — пишет св. Иоанн Павел II в своем Апостольском обращении Dies Domini. Из-за первородного греха изменилась форма этого соработничества: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…, — читаем мы в Книге Бытия, — в поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт 3,17-19).
То, что должно было быть радостным и приятным, стало трудным, а часто – изнурительным. Однако по прежнему труд человека связывает его с Творцом и содействует делу Искупления. Правда, в виду тяжелых условий, в которых порой приходится трудиться, сам труд многими воспринимается как наказание. В других случаях в отдалившейся от Бога цивилизации труд рассматривается исключительно как товар (предмет купли-продажи) или становится «средством эксплуатации». При этом бывает нелегко должным образом оценить его значимость и достоинство. В труде часто видят лишь средство зарабатывания денег, и именно заработок считают его единственной целью. Труд может превратиться и в оружие тщеславия, эгоистического самоутверждения, самопревозношения. Во всех этих случаях вольно или невольно забывают о подлинном смысле труда, призванного стать соработничеством с Богом и жертвоприношением в Его честь, а также упражнением в естественных и богословских добродетелях.

На протяжении многих веков в труде видели лишь средство заработка, рассматривали его как нечто неприятное и унизительное. Так и в нашем материалистическом обществе людей оценивают в зависимости от того, «сколько они зарабатывают», в зависимости от их умения создать себе высокий уровень жизни, отмеченный ненужной роскошью и комфортом. Пора нам, христианам, заявить во весь голос, что работа – это дар Божий, что бессмысленно делить людей на категории по роду занятий, считая одни профессии благороднее других. Труд – любой труд – свидетельствует о достоинстве человека, о его власти над творением. Он дает нам возможность совершенствования, а также средства на содержание семьи. Он соединяет нас с другими людьми и позволяет улучшать общество, способствуя прогрессу всего человечества. Вот об этой истине и напоминает нам день Иосифа-Труженика, которого можно считать образцом и покровителем всех трудящихся. Нам следует почаще обращаться к заступничеству этого святого мужа, жившего трудами рук своих. Тогда и наш труд не утратит своего достоинства и не лишится смысла. Всякий раз, когда мы забываем о Боге, «материя покидает фабричную ограду облагороженной, а человек – одичавшим» (Папа Пий XI, Энциклика Quadragesimo anno). Труд же верующего призван стать молитвой и, заступничеством святого Иосифа, угодной Богу жертвой.

Из книги Ф. Карвахала «Христос проходит рядом»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна