Христов Лик и таинственная Плащаница

Туринская плащаницаОдно из наиболее таинственных погребальных облачений, на котором отпечаталось изображение подвергшегося пыткам, распятого человека, находится ныне в Кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине. Речь идет о всем известной «Туринской Плащанице».

Согласно благочестивой традиции, это – погребальные пелены, в которые действительно было облачено тело Иисуса Христа, умершего на кресте в возрасте 33 лет около 2000 лет назад, а имеющееся на них изображение – это реальный «портрет» Иисуса в том виде, в каком Он пребывал до Воскресения, будучи положен в гробнице.

Папа посетит Туринскую Плащаницу 2 мая будущего года, о чем было официально объявлено пресс-службой Ватикана и Туринской архиепархии на этой неделе. «Первым шагом визита станет индивидуальная молитва Святого Отца перед Святой Плащаницей», — говорится в сообщении пресс-службы архиепархии. Папа увидит Плащаницу в числе миллионов других верующих, поскольку эта реликвия будет открыта для публичного почитания в течение 54 дней – с 10 апреля по 23 мая 2010 г. Личным визитом и молитвой понтифик выразит свое благоговейное почитание по отношению к таинственному полотну.

Но является ли Плащаница подлинной?
Давайте обратимся к фактам.

Более ста лет назад, в 1898 г., изображение на Плащанице было впервые сфотографировано. Снимок был сделан фотографом-любителем, итальянцем Секондо Пиа, которому было разрешено запечатлеть на камеру этот экспонат Туринского кафедрального собора. Взглянув на фотопленку (негатив), он обнаружил, что снимок выглядит так, как будто пленку уже проявили. Иначе говоря, исходное изображение само было негативом! Подобного не случалось ни разу с момента изобретения фотографии. Такого рода изображение едва ли можно изготовить с использованием современных технологий даже теперь, 110 лет спустя! В течение XX столетия неоднократно предпринимались попытки определить возраст Плащаницы, в том числе с использованием популярного метода радиоуглеродного анализа: действительно ли этому полотну около 2000 лет или оно значительно моложе?

Я сам играл некоторую роль в этих попытках – почти незаметную, но все же реальную роль – поскольку писал репортажи для журнала «Тайм» в 1987 и 1988 г., когда проводились анализы на наличие в Плащанице изотопа углерода-14. Я присутствовал на конференции 14 октября 1988 г. Тогда на вопросы журналистов отвечали кардинал Анастасио Баллестреро, архиепископ Турина, и представители научных лабораторий, проводивших анализ. По их данным, Плащаница была изготовлена в средневековье, между 1260 и 1390 годом, и, следовательно, никак не могла быть аутентичной. Об этом я и написал в своих репортажах того времени. Я испытал самый настоящий шок, как и множество других участников конференции, которые верили, что Плащаница – подлинна и были уверены, что экспертиза покажет что-то вроде «между 50 г. до н.э. и 50 г. н.э.»
Но выводы ученых были неумолимы: полотну – около 650, но никак не 2000 лет. Наука вынесла свой вердикт. Тогда многие наблюдатели поверили – и до сих пор верят, – что с Плащаницей «всё ясно». Это – средневековый рисунок или контур, полученный путем выжигания, но никак не подлинные погребальные пелены Иисуса.

Итак, всё кончено? Однако остается некое «но»…

К исследованиям 1988 г. существуют серьезные претензии. Они касаются не точности самого радиоуглеродного анализа, а идентичности и степени загрязненности того куска ткани, который был выбран для анализа.
Метод радиоуглеродного анализа постоянно совершенствовался на протяжении последних десятилетий. В начале, 50 лет тому назад, для его проведения требовалось большое количество материала. Теперь достаточно лишь небольшого кусочка.
Проект по изучению Туринской Плащаницы стартовал в 1978 г. В нем участвовало около 30-ти ученых разных вероисповеданий, включая и атеистов. Изучение Плащаницы не должно было ограничиваться одним радиоуглеродным анализом. Возглавляли комиссию химики Роберт Дэнджер и Гарри Гоув, уже с 1982 г. консультировавшие многочисленные лаборатории, способные проводить анализ на малых образцах материала. К исследованиям Плащаницы проявили интерес 6 лабораторий из США, Великобритании и Швейцарии. Принимая во внимание широкий общественный интерес к проводимым экспериментам, лаборатории отчаянно конкурировали между собой. Всё это создало трещину в отношениях между исследовательской группой и лабораториями.

На конференции по датировке радиоуглеродным методом в Трондхайме в 1985 г. представители всех лабораторий объявили о прекращении сотрудничества с исследовательской группой. Поступило предложение направить этот проект в Британский музей. Карлос Чагас Фильо, президент Папской Академии Наук был вынужден принять это предложение. В 1986 г. на встрече католических иерархов последовали конкретные решения относительно продолжения проекта.

Каким же был этот новый план? 10 октября 1987 г. кардинал Баллестреро объявил, что из семи лабораторий, изъявивших желание сотрудничать, только трем будут поручены испытания. Это лаборатории в Оксфорде (Англия), Таксоне (США) и Цюрихе (Швейцария). Общее руководство должен был взять на себя Британский музей, возглавляемый Михаэлем Тайтом.
Образец ткани Плащаницы был взят 21 апреля 1988 г. в Кафедральном соборе в присутствии кардинала Баллестреро, четырех священников, пресс-атташе архиепархии Луиджи Гонелла, фотографов, кинооператоров, Михаэля Тайта и представителей лабораторий.

Подлинник и тестируемые фрагменты были помещены в двенадцать одинаковых цилиндров. Сроки датировки тестируемых фрагментов первоначально должны были оставаться неизвестными, однако они были раскрыты в Ватиканском ежедневном издании Оссерваторе Романо от 23 апреля. Эта «утечка», происшедшая в нарушение протокола, несколько подорвала доверие к данной фазе исследования и питала подозрения в постороннем вмешательстве.

Оказалось, что тесты не проводились лабораториями одновременно и независимо друг от друга. Так Таксон провел свои тесты в мае, Цюрих – в июне, а Оксфорд в августе, причем всё это время между ними шел обмен информацией. Газета Авенире 14 октября сообщила, что директора трех лабораторий собирались на секретное совещание в Швейцарии, что позднее было подтверждено и самими директорами.

28 сентября директор Британского музея и координатор программы Михаэль Тайт сообщил официальные результаты исследования Туринской архиепархии и Святому престолу. 13 октября кардинал Балластреро огласил официальные результаты.

В 2008 г. на экраны вышел итальянский документальный фильм «Плащаница, в конфронтации с очевидностью», поставленный режиссером Дэвидом Рольфом, в котором утверждалось, что взятый для анализа образец ткани не мог обеспечить точной датировки всего полотна. Было отмечено, что количество изотопа углерода-14 во фрагменте существенно зависит от таких факторов, как погодные условия и консервирующая обработка полотнища (а она применялась на протяжении ряда столетий). Но самое главное, большое количество углерода-14 образуется при горении, а Туринская Плащаница, и особенно та ее часть, откуда были взяты фрагменты для анализа, в действительности пострадала в свое время от пожара. И, наконец, сам кардинал Баллестреро в интервью, данном немецкой газете Die Welt незадолго до своей смерти в 1998 г. и опубликованном 5 сентября 1997 г., заявил следующее: «Я убежден, что Плащаница – подлинная. Радиоуглеродный анализ, датировавший ее Средними веками, как нам кажется, не отличался должной тщательностью».

А что говорит по этому поводу «ненаучное» церковное предание? Согласно его данным, апостолы Фома и Иуда Фаддей в 33 г. по Р.Хр. пришли в Эдессу и принесли с собой полотно с отпечатанным на нем изображением Иисуса Христа. В 544 г. это полотно было обнаружено в помещении над одними из городских ворот, а Константинопольский чиновник Григорий Референдарий в своем описании (оно появилось чуть позднее) упоминал об изображении человеческой фигуры в натуральную величину и о следах крови на ткани.

Вывод прост: проведенные в 1988 г. исследования имели дело с образцом, подвергшимся в течение веков различным воздействиям и загрязнениям. По другому предположению, взятый для анализа кусок ткани вообще мог первоначально не принадлежать к Плащанице. Возможно, что он был пришит к ней значительно позднее. Следовательно, полученная датировка не может считаться точной.

Между тем, существует еще одно, не менее таинственное, хотя и гораздо менее известное изображение. Оно находится в маленьком итальянском городке Монопелло. Это – небольшой кусок ткани, который многие верующие люди считают подлинным «платом Вероники» (Ред.: по преданию Вероника отерла лицо Иисуса платком, когда Тот восходил на Голгофу; и Лик Иисусов навеки запечатлелся на ткани). Я специально приезжал в Монопелло, чтобы увидеть его. Если смотреть на плат с близи, он выглядит прозрачным. Но стоит отступить чуть подальше или посмотреть сбоку, как на полотне явственно проступает лицо молодого человека с широко открытыми глазами. По некоторым предположениям, этот плат имеет даже более восхитительное происхождение, чем Туринская Плащаница. Им, будто бы, было покрыто лицо Иисуса, лежащего в гробнице. Тогда изображение – это «отпечаток» Лика Иисуса в момент Его воскресения, когда Он открыл глаза.

Папа Бенедикт XVI посетил Монопелло в сентябре 2006 г. Он вошел в святилище, помолился около пяти минут перед алтарем, а затем направился к реликвии, известной под названием «Лик Иисусов» или «плат Вероники», и молился перед ней. Бенедикт XVI ничего не говорил о происхождении плата. «Каково значение моего визита? Мы все вместе можем попытаться лучше узнать Лик нашего Господа. Взирая на него, мы сможем утверждаться в любви и мире, которые укажут нам путь», — сказал понтифик.

Но, каково бы ни было действительное происхождение этих реликвий, их значение в том, что они напоминают нам о Лике Иисуса. А Сам Иисус призывал нас искать Его Лик в наших ближних. Иисус по-прежнему пребывает среди нас – в лице наших братьев. Этот-то Его Лик нам и следует взыскать.

Роберт Мойниган

Роберт Мойниган – основатель и издатель журнала Inside the Vatican. Он – автор книги «Пусть Божий Свет воссияет вовне: духовное видение Папы Бенедикта XVI (2005 г.).

С сайта www.zenit.org

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна