Воскресенье Всех Святых, в земле Российской просиявших
Сегодня, 10 июня, в первое воскресенье Петрова поста, православные верующие чтут память всех святых, в земле Российской просиявших.
Тропарь Всем святым, в земле Русской просиявшим, глас 1
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Как плод прекрасный Твоего спасительного посева, земля Российская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их мольбами и ходатайством Богородицы Церковь и страну нашу в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
Празднование Собора Всех Святых, в земле Российской просиявших, установленное в 50-е годы XVI века и забытое в Синодальную эпоху, было в 1918 году восстановлено, а с 1946 года стало торжественно совершаться во 2-е воскресенье после Пятидесятницы (Троицы).
Связано оно с именем новгородского архиепископа Макария, главной заслугой которого стал его многолетний кропотливый труд по собиранию и систематизации всего агиографического и гимнографического наследия Православной Руси, известного к тому времени.
Более 12 лет (1529 — 1541 годы) святитель Макарий и его помощники работали над составлением 12-томного сборника, вошедшего в историю под названием Великие макарьевские Четьи Минеи. В этот сборник вошли жития многих русских святых.
В 1547 — 1549 годах, став предстоятелем Русской Церкви, святитель Макарий провел в Москве несколько соборов, результатом которых стало торжественное прославление 30 новых общецерковных и 9 местночтимых святых и установление дня общей памяти «новых чудотворцев русских».
Однако после большого духовного подъема, вызванного Московскими соборами 1547 и 1549 годов, к концу XVI века праздник Всех русских святых стал забываться и на протяжении Синодального периода сохранялся только у старообрядцев.
Восстановил его Поместный собор Русской Церкви 1917-1918 годов. Но из-за последовавших гонений на Церковь повсеместное празднование памяти Всех русских святых реально началось лишь после Великой Отечественной войны.
Иерарх РПЦЗ Иоанн Максимович, архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский, писал о нем:
«День памяти святых, в земле Российской просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила Земля Русская…, объединило разрозненные племена в один народ, и самым существенным свойством русских людей стала вера в Царство Божие, искание его, искание правды… Святой князь Владимир дал русскому народу новый смысл жизни и новую жизненную силу. Бедствия, неуспехи, поражения бессильны перед главной силой жизни, бессильны перед жизнью духовной. Царствие Божие, духовная отрада в причастности ему остаются незатронутыми. Проходит страшная буря, и снова живет человек…
Люди всегда грешны, но важно, но спасительно, когда есть сознание добра и зла, когда есть стремление к правде, ибо тогда может быть восстание из глубины падения. Грешная Москва, столица грешной России, в своей исторической жизни падала до дна, но поднималась, потому что не умирало сознание правды…
Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию… Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф 6, 33)…
Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира.
В России нет духа жизни, нет радости жизни. Ее все боятся, как боятся бесов. Русское небо, русские святые зовут нас быть с ними, как они с нами. Зовут приобщиться духу вечной жизни, и того духа жаждет весь мир. Восстановленная Россия нужна всему миру, от которого отошел дух жизни, и он весь колеблется в страхе, как перед землетрясением».
***
В честь Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших, в храмах РПЦ совершаются Всенощное бдение, Часы и Литургия.
Всенощное бдение служится накануне вечером. Оно состоит из Великой вечерни, Утрени и 1-го часа. На всех этих службах поются песнопения из Триоди Цветной, прославляющие русских святых, и воскресные песнопения — в честь воскресного дня.
На Великой вечерне читаются паримии, т.е. особые фрагменты из Ветхого Завета, и совершается лития, во время которой духовенство выходит в притвор или самую западную часть храма и возносит молитвы о мире, стране и верующих, а также освящаются вино и елей (масло).
На Утрене в честь праздника совершается полиелей — торжественное пение стихов из 134-го и 135-го псалмов при зажженных светильниках, поется величание Воскресению Христову и русским святым.
В День всех святых совершается Божественная Литургия Иоанна Златоуста.
По материалам РИА «Новости» и Rublev.com