Визит Бенедикта XVI в Великобританию: день второй – многочисленные встречи в Лондоне

Второй день паломничества Бенедикта XVI в Великобританию начался с приватной Мессы в часовне Апостольской нунциатуры в британской столице, куда понтифик прибыл накануне вечером. Около 10 час. местного времени Святой Отец отправился на автомобиле в католическую школу – Колледж Университета Пресвятой Девы Марии в лондонском районе Твикенхэм. Здесь он встретился в школьной часовне с представителями монашеских общин, работающих в системе образования. С приветственным словом к высокому гостю обратилась сестра Тереза Браун. «Мы заверяем Ваше Святейшество, что монахини Англии, Уэльса и Шотландии стремятся максимально активно участвовать в миссионерской работе, особенно в среде бедных и обездоленных», — сказала она.
Встреча в часовне Колледжа Университета Пресвятой Девы Марии имело характер литургии слова, в ходе которой обратился к присутствующим с краткой проповедью.
Понтифик отметил, что задача наставника – не просто предоставить информацию или обучить полезным техническим навыкам. Наставник призван воспитывать своих учеников, учить их жить полной жизнью. Бенедикт XVI воздал должное тому вкладу, который британские монахи и монахини внесли в систему образования в этой стране, как и во всей Европе. В этой сфере они часто опережали государство, а ныне призваны к особому апостольскому свидетельству. «Присутствие монашествующих в католических школах, — отметил Папа, — в значительной мере служит напоминанием о характере католичества, которым должны быть проникнуты все аспекты школьной жизни. Всё это выходит далеко за границы элементарных требований, согласно которым содержание учебных программ должно соответствовать учению Церкви. Это значит, что живая вера должна стать движущей силой всей школьной работы, дабы тем самым помогать миссии Церкви и дабы молодежь могла открыть, как это радостно во Христе жить для других. Я хотел бы выразить свою особую признательность тем, кто обеспечивает детям, учащимся в наших школах, безопасную среду обитания. Ведь на нас возложена ответственность за подопечных, которых доверили нам для христианского воспитания. Больше того, жить в вере можно только в атмосфере взаимного уважения и доверия. Я молюсь о том, чтобы такая атмосфера и в дальнейшем была свойственна католическим школам этой страны».

По окончании встречи с представителями монашеских орденов, работающих в сфере образования, Бенедикт XVI на «папамобиле» перебрался на территорию университетского кампуса, чтобы встретиться там с учащимися католических учебных заведений Великобритании. Это был своеобразный «праздник образования», в котором приняли участие свыше 4 тысяч молодых людей.
Глава Католического Агентства по делам образования в Англии и Уэльсе епископ Малкольм МакМагон заявил, что Католическая Церковь в Великобритании в настоящее время курирует свыше 2 300 школ, в них получают образование десятки тысяч юношей и девушек. Епископ также отметил исключительно плодотворные отношения католических образовательных структур с британским правительством, благодаря которым католические школы и колледжи вносят заметный вклад в жизнь общества. В заключение, преосвященный МакМагон объявил, что «праздник образования» с участием Папы открывает Год Католического Образования на Британских островах. Затем состоялась церемония открытия Института спорта им. Иоанна Павла II, расположенного на территории кампуса. Святой Отец также объявил о начале работы Спортивного фонда им. Иоанна Павла II и пожелал молодым спортсменам успехов, имея в виду, прежде всего, Олимпиаду в Лондоне 2012 года.

Свою речь, непосредственно обращенную к 4 тысячам молодых людей, которую могли видеть и слышать в телеэфире и в интернете десятки и сотни тысяч других по всей Британии, Бенедикт XVI начал с констатации факта: современной культуре свойственен культ звезд спорта и шоу-бизнеса, а предлагаемые молодежи пути к достижению счастья на самом деле ведут в никуда. Счастья не могут обеспечить ни обладание деньгами, ни карьера, ни известность, ни влиятельные знакомства. Лишь встреча с Богом и общение с Ним может сделать человека счастливым.
«Бог не только любит нас глубокой и сильной любовью, такой любовью, которую даже трудно представить, но и жаждет ответа на нее, — сказал далее Папа. – Он жаждет нашей дружбы. Однажды, когда вы вступите с Ним в дружеские отношения, всё в вашей жизни преобразится. Если вы узнаете Его лучше, то заметите, что вам самим хочется отразить хоть немногое из Его бесконечной благости в своей жизни. Тогда вы увлечетесь преуспеянием в добродетелях. Вы увидите алчность, эгоизм и прочие грехи в их истинном свете – как разрушительные и опасные силы, порождающие глубокие страдания и наносящие огромный вред. Вы также сможете избежать этих ловушек. Вы станете сочувствовать тем, кто переживает трудные времена, и захотите помочь им. Вы захотите прийти на помощь бедным и алчущим, утешить плачущих, быть добрыми и щедрыми. Если эти желания станут достаточно сильными, то будьте уверены – вы уже на пути к святости».
Бенедикт XVI еще раз подчеркнул, что католическая школа призвана воспитывать человеческую личность во всех ее аспектах. Учебная программа католических учебных заведений должна иметь религиозную и этическую составляющую. В конечном итоге, католическая школа призвана помочь своим учащимся стать святыми, — подвел итог Папа.

Затем в часовне университетского колледжа, состоялась встреча Бенедикта XVI с представителями различных религий. Яркое впечатление произвела проповедь Главного раввина Британии Лорда Джонатана Сэкса. «Мы все почитаем святость жизни, — сказал, в частности, он. – И все мы знаем, что существует Кто-то больший, чем мы, кто сотворил нас в прощении и любви и хочет, чтобы мы сами творили в прощении и любви».
Слово взял также представитель исламской общественности Аззам Халед, директор школы традиционного искусства. «Печально сознавать, — сказал он, — что мы так легко утратили способность понимать язык, на котором Бог общается с нами через Свои творения. Я глубоко убежден, что полное понимание естественного порядка вещей, его откровение в нас и вокруг нас, может помочь человеческому роду преодолеть разделяющие его исторические и географические барьеры».
Бенедикт XVI, обращаясь к представителям других религий, отдал должное их свидетельству, особенно важному в нашу эпоху, когда религиозные убеждения многими не воспринимаются всерьез. Тем не менее, присутствие верующих людей ощущается в обществе и в экономике. Это они демонстрируют всем, что духовное измерение очень важно для человеческой идентичности. Все религиозные люди задаются вопросом о высшем смысле человеческой жизни. Поиск «святого» означает стремление к Высшему Благу, которое одно может принести покой нашему сердцу. Гуманитарные и естественные науки дают нам знание окружающего мира, однако они не дают ответа на вопрос о смысле и цели нашей жизни. Поиск «святого» не лишает значимости иные сферы наших интересов. Скорее наоборот, благодаря такому поиску подчеркивается их значимость, а мы учимся ответственности за дело творения.
«Подлинная религиозная вера, — продолжил Папа, — выходит за круг практической полезности и устремляется к трансцендентному. Она указывает нам на возможность и обязанность нравственного обращения, на обязанность мирного сосуществования с соседями, на значение праведной жизни. Со времен II Ватиканского Собора Церковь особым образом подчеркивает значимость диалога с исповедниками других религий. Чтобы этот диалог был плодотворным, от его участников требуется добрая воля. Я имею в виду ситуацию в ряде регионов земного шара, в которых сотрудничество и диалог между религиями требуют взаимного уважения, свободы публичного отправления культа, свободы совести, которой не угрожали бы дискриминация и преследования, даже если речь идет об обращении из одной религии в другую. Если такое взаимоуважение и искренность восторжествуют, исповедники всех религий смогут эффективно сотрудничать во имя мира и взаимопонимания, давая миру убедительное свидетельство».

Следующим пунктом повестки дня стал визит вежливости к главе Англиканской Церкви Роуэну Вильямсу. Встреча имела место во дворце Ламбет – древней резиденции Кентерберийских архиепископов.
Архиепископ Кентерберийский отметил, что в нашу эпоху епископам необходимо дать адекватный ответ на «те многообразные тенденции в нашей культурной среде, которые пытаются представить христианскую веру врагом человеческой свободы и вызовом интеллекту». Он выразил надежду, что общая молитва британских епископов будет способствовать успеху Папского визита. Этот визит может стать источником новых сил для сотрудничества ради осуществления гуманистических идеалов, может дать новое видение такого сотрудничества. Сотрудничество христиан различных конфессий должно иметь своей целью защиту прав любого человека с исключением любого вида тирании, подавления человеческих или трансцендентных ценностей. «Как Церковь мы не стремимся к политическому доминированию, — отметил архиепископ Вильямс, — мы лишь хотим давать свидетельство. Мы иногда спорим, иногда протестуем, и тем самым участвуем в дискуссиях, которые разворачиваются в обществе. Наше служение бывает плодотворным не тогда, когда мы, поднакопив достаточно сил, оказываем политическое давление и заставляем общество следовать нашим курсом, а когда мы можем убедить наших ближних, что жизнь в вере – это хорошая, радостная жизнь». Роуэн Вильямс упомянул и о Джоне Генри Ньюмене, англиканском пасторе XIX века, который, следуя голосу своей совести, присоединился к Католической Церкви, и о комментарии по этому поводу его ближайшего друга и союзника прошлых лет, англиканского священника Эдварда Бювери Пюзи. «Именно то, что в нас не свято, — писал тогда англиканский священнослужитель, — удерживает нас (католиков и англикан) вдали друг от друга».
В своем ответном слове Бенедикт XVI выразил надежду, что усилия по достижению единства между католиками и англиканами будут возобновлены и приумножены. Папа оговорился, что не собирается говорить о трудностях, с которыми сталкивается современное экуменическое движение, поскольку эти трудности и так всем известны. Святой Отец предпочел сосредоточиться на давней традиции католическо-англиканского диалога и на свидетельстве, которое дал в этой области кардинал Ньюмен.
«В лице Джона Генри Ньюмена, который будет беатифицирован в ближайшее воскресенье, мы почитаем священника, представления которого о Церкви питались его англиканскими корнями и созревали в ходе его многолетнего священнического служения в этой деноминации, — сказал Бенедикт XVI. – У него нам следует учиться экуменическим добродетелям: с одной стороны, он сознавал свою обязанность идти за голосом совести, даже если это потребует от него личных жертв; с другой – не прервал дружеских отношений со старыми соратниками, вместе с ними углублялся в разделяющие их вопросы. В том же духе взаимной симпатии мы с Вами, Ваше Высокопреосвященство, вновь подтверждаем нашу неколебимую решимость стремиться к общей цели. Эта цель – единство в вере, надежде и любви, в согласии с волей нашего единственного Господа и Спасителя Иисуса Христа».
Далее Святой Отец говорил о задачах, стоящих перед европейскими христианами в условиях нашей эпохи. Британская культура постепенно отходит от своих христианских корней, хотя тяга к духовности по-прежнему сохраняется и порой может иметь очень глубокий характер. Современное общество становится всё более мультикультурным, что создает условия для диалога с исповедниками других религий. В этих обстоятельствах христиане призваны возвещать Иисуса Христа как нашего единственного Спасителя. Бог хочет, чтобы все люди пришли к познанию истины, а эта истина и есть Иисус Христос.
Затем состоялась личная встреча Папы Римского и Архиепископа Кентерберийского, по итогам которой было обнародовано совместное коммюнике. В нем были отражены некоторые из проблем, обсуждавшихся в ходе беседы. Стороны подтвердили необходимость возвещения Евангелия Спасения в Иисусе Христе аргументированным и убедительным образом, соответствующим контексту глубоких социальных и культурных изменений, характерных для современного мира; необходимость жить в святости и открытости Богу. Говорилось также о важности укрепления экуменических контактов, о необходимости продолжения богословского диалога, особенно по таким вопросам, как понимание сущности Церкви и христианской общины. Была выражена общая озабоченность положением христиан на Ближнем Востоке и прозвучал призыв сообща молиться за них. Подчеркивалась решимость активнее включиться в дело защиты мира и справедливости во всём мире, в дело помощи нуждающимся, а также в дело борьбы с голодом и болезнями. По всем этим вопросам Церкви следует апеллировать к международному сообществу.

После общения с Архиепископом Кентерберийским Бенедикт XVI отправился в Вестминстер Холл на встречу с представителя мира политики, науки, культуры, а также с дипломатическим корпусом. Послушать Римского понтифика пришли депутаты обеих палат британского парламента, известнейшие политические деятели настоящего и прошлого, видные фигуры из деловых кругов.
В своей речи Папа напомнил представителям британской элиты, что религия – это не тема для размышлений, а реальный фактор, участвующий в дискуссии, которая разворачивается в обществе. Обращаясь к «вершителям судеб» современной Британии, Римский понтифик настаивал на необходимости привнесения морального измерения в мир политических и экономических решений. «Ныне существует далеко идущее согласие, — отметил он, — что именно отсутствие морального базиса в мире деловой активности привело к серьезным проблемам, последствия которых на собственном опыте познали миллионы людей».
Моральный базис необходим и для политического выбора. Пример тому – «великий английский ученый и государственный деятель, св. Томас Мор, которым ныне восхищаются как верующие, так и неверующие, и который без колебаний следовал за голосом своей совести, не останавливаясь и перед тем, что его поступки вызвали гнев его государя, чьим верным слугой он до того был. И всё же Бога он поставил на первое место». Этот пример подтверждает, что у религии есть свое место в политическом процессе.
На британских островах существует многовековая правовая традиция, согласно которой общество должно руководствоваться справедливыми и обязательными для всех без исключения его членов законами. Четкое определение неотъемлемых прав и необходимых обязанностей граждан стало образцом для многих иных государств, впитавших влияние британской культуры. У католического социального учения есть очень много черт, которые роднят его именно с этим подходом. Однако в наше время дают о себе знать тревожные тенденции, которые угрожают самому зданию демократии. Ведь если моральные принципы, на которых зиждется демократический процесс, не подкреплены ничем более основательным, нежели общественное согласие по тому либо иному вопросу, то эти принципы выглядят чем-то изменчивым и недолговечным, а вместе с ними оказывается под угрозой и сам демократический процесс. На самом же деле существуют абсолютные и объективные моральные нормы, которые возвещены в Божественном Откровении, но познаются также и разумом, независимо от Откровения. Роль религии состоит не в том, чтобы навязывать свои истины неверующим, и не в том, чтобы предлагать конкретные политические решения, которые лежат вне сферы ее компетенции. Ее роль в том, чтобы прояснить и очистить разум, дабы он мог открыть и понять объективные моральные законы.
«Я чувствую себя обязанным выразить свое беспокойство в связи с нарастающей маргинализацией религии, а прежде всего христианства, — продолжил Бенедикт XVI. – Эти явления имеют место в некоторых кругах или даже странах, в которых на словах огромное значение придается терпимости. Некоторые полагают, что голос религии должен звучать потише, или что религию следует ограничить исключительно рамками личной жизни. Другие, парадоксальным образом сражающиеся с дискриминацией, полагают, что христиане, находящиеся на публичных должностях, в определенных ситуациях должны поступать вопреки своей совести. Это – тревожные тенденции, они свидетельствуют о неспособности должным образом обеспечить верующим свободу совести и религии, а также правильно оценить роль религии в общественной жизни. Поэтому я призываю всех вас, соответственно тому, на каком посту вы находитесь, поддерживать и углублять диалог между верой и разумом на всех уровнях национального бытия».

Программа второго дня Папского визита завершалась экуменической Вечерней в англиканском Вестминстерском аббатстве с участием иерархов обеих Церквей. Главной темой проповеди Бенедикта XVI стал столетний юбилей экуменического движения. Это движение зародилось именно на территории Великобритании, а его определяющей вехой стала Миссионерская конференция в Эдинбурге в 1910 г. Там во весь голос прозвучал призыв к единству христиан, дабы проповедь Евангелия неверующему миру звучала убедительно. Папа воздал благодарение Богу за успехи, достигнутые на пути к единству, однако отметил, что многое в этой области еще предстоит сделать.
«В обществе, которое становится всё более равнодушным к христианской Благой Вести или даже прямо враждебным ей, — продолжил понтифик, — мы тем более обязаны радостно и убежденно давать отчет в нашем уповании. Мы призваны возвещать Христа Воскресшего, Который и есть ответ на вопрошания и глубочайшие духовные потребности наших современников. Наше стремление к единству христиан проистекает не из чего иного, как из нашей веры во Христа, по Воскресении Своем воссевшего одесную Отца и вновь грядущего во славе судить живых и умерших. Реальность личности Христа, Его дела Спасения и, прежде всего, исторический факт Его Воскресения – это содержание апостольской керигмы и символов веры, которые с новозаветных времен обеспечили ее верное возвещение. Короче говоря, единство Церкви не может быть ничем иным, нежели единством в апостольской вере, которая вручается каждому новому члену Христова Тела в обряде Крещения».
Папа препоручил Господу все предложения, благословения, разочарования и знамения надежды на пути экуменизма и подчеркнул значение верности слову Божию. Послушание Божией воле должно быть свободным от интеллектуального конформизма и капитуляции перед духом времени. «С этим призывом я и хочу оставить вас этим вечером. Я делаю это, проявляя верность своему служению Епископа Рима и преемника Св. Петра, которому было доверено заботиться о единстве стада Христовых овечек», — подвел черту Бенедикт XVI.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна