В России «Каритас» более человеческий

(Интервью с отцом Александром Петшиком, генеральным директором католической благотворительной организации «Каритас» в России)

Елена Тарасенко: Отец Александр, чем для Вас является «Каритас»?

Отец Александр: Для меня «Каритас» – это моя семья. Я не могу сказать, что для меня «Каритас» – это только структура. Хотя, безусловно, «Каритас» имеет структуру и в России, и в других странах. Но для меня в «Каритас» главное – это возможность общаться с людьми. Я встречаюсь с людьми в самых разных местах и оцениваю, где какие нужды. Все это для того, чтобы помогать.

Е.Т.: Отец Александр, каковы цели «Каритас» в России?

О.А.: «Каритас» – это католическая организация, и она выполняет одну из главных задач католической Церкви. Эта задача – дьякония – служение бедным, людям, которые в чем-то нуждаются. И нуждаются не только с материальной точки зрения, но и с духовной точки зрения. Самым главным я считаю наше присутствие рядом с человеком и защиту его достоинства.

Е.Т.: Каким образом решаются перечисленные Вами задачи?

О.А.: Чтобы идти к этим целям существуют разные возможности. Во-первых, это программы и проекты, которые работают в «Каритас». Например, проекты помощи эмигрантам, работа в тюрьмах, работа с ВИЧ-инфицированными детьми, работа с беспризорниками. Во-вторых, это обучение наших сотрудников, которые должны понять, что они не могут идти к нуждающимся до тех пор, пока они не увидят в каждом нуждающемся Христа. Наши сотрудники должны, в первую очередь уметь слушать, а только после этого помогать. К тому же, в некоторых городах России «Каритас» работает постоянно и основательно, и нуждающиеся сами обращаются туда за помощью, но есть города, где сам «Каритас» ищет нуждающихся на вокзалах и в тюрьмах.

Е.Т.: Отец Александр, видите ли Вы какие-нибудь социальные сферы, которые еще не охвачены проектами «Каритас», но в которых, по Вашему мнению, «Каритас» должен работать?

О.А.: Я думаю, что «Каритас» заботится о человеке с самого начала его жизни. Здесь можно сказать о программе «Защита жизни». Она действует в Новосибирске, во Владивостоке, в Калининграде и в других годах России. Мы также занимаемся престарелыми и онкобольными. Я думаю, что на сегодняшний день все группы населения, которые в чем-то нуждаются, могут получить помощь от «Каритас». На мой взгляд, самые сложные проблемы – это проблемы эмигрантов и беспризорников. Это как раз те проблемы, которыми современное общество не очень интересуется. И нужно сказать, что если так будет продолжаться, то придется искать пути, чтобы помочь этим детям стать нормальными гражданами своей страны, общества.

Е.Т.: «Каритас» разных стран наверняка отличаются между собой. В чем Вы видите отличие «Каритас» России от «Каритас» других стран?

О.А.: Вы правильно сказали, что «Каритас» каждой конкретной страны имеет свою модель. Десять лет существования федерального «Каритас» России и минимум накопленного опыта не позволяют нам сказать, что есть русская модель «Каритас». Но наши встречи на уровне «Каритас» Европы или «Каритас Интернационалис» показывают, что у нас есть сотрудники, достигшие в своей работе европейского уровня. Таких наших сотрудников можно отправить в другую страну и не стесняться. Я считаю, что «Каритас» России отличается славянской душой. Этого Вы не увидите на Западе. Там эта доброта, эти улыбки, эти чувства уже исчезли. На Западе «Каритас» более официален. Там «Каритас», скорее, – это структуры. Приходишь, а вокруг куча бумажек… В России «Каритас» более человеческий… И я бы хотел сохранить это отличие.

Е.Т.: Отец Александр, Вам как генеральному директору «Каритас» России, известны не только сильные, но и слабые его стороны. Какие проблемы являются типичными для «Каритас» России сегодня?

О.А.: Я думаю, что я – самый счастливый человек на сегодняшний день. Почему? Потому что я видел много городов от Владивостока до Калининграда и представителей местных «Каритас», которые мне рассказывали о своей работе. Я очень рад, что постоянно видел в сотрудниках «Каритас» заботу. Я рад, что когда они видят нуждающегося, они стремятся ему помочь. Это видно также и по программам и проектам «Каритас». Я благодарен сотрудникам, добровольцам, епископам, священникам и мирянам за все то, что они вкладывают в «Каритас»… С другой стороны, я считаю, что мы хорошо вписываемся в панораму России. Всегда мы стараемся сотрудничать с государственными властями. Мы не в одиночку работаем. Но нам хотелось бы сотрудничать не только с государством, но и с православными, и с христианами других конфессий. Этого мы еще не достигли. Но это еще не говорит о том, что у нас в «Каритас» не работают православные. Например, директор «Каритас» Санкт-Петербурга – православная женщина. Но я бы хотел прийти к сотрудничеству на уровне прихожан католических и православных приходов. И не только на уровне прихожан, но и на уровне священников. Сейчас отсутствие такого сотрудничества – это слабая сторона «Каритас».

Е.Т.: А есть ли другие проблемы, или Вы думаете, что отсутствие межконфессионального диалога – самая большая проблема для «Каритас»?

О.А.: Другая проблема – это поиск средств. «Каритас» всегда требуются средства на развитие программ. И мы получаем эти средства от спонсоров и дарителей с Запада. Хотелось бы, чтобы верующие люди и общество здесь, в России, тоже могли стать нашими спонсорами. Как этого достичь, я еще сам не знаю. В Екатеринбурге и Томске есть примеры того, как прихожане сами собирали вещи, как они сами идут оказывать помощь нуждающимся. Но этот пример, к сожалению, пока небольшой, а «Каритас» России – это очень большие структуры.

Е.Т.: Отец Александр, недавно я услышала мнение одной сестры-монахини, не один год работающей в «Каритас». Она сказала, что настоящему «Каритас» не нужны ни помещения с евроремонтом, ни офисы, и, тем более, не нужны никакие деньги. «Каритас» нуждается, по ее мнению, только в людях, которым действительно понятны проблемы нуждающихся и которые хотят им помогать. Разделяете ли Вы такое мнение?

О.А.: Я считаю, что каждый человек: верующий и неверующий, католик или православный, сотрудник «Каритас» или сотрудник другой благотворительной организации отлично знает: по свой природе человек должен помогать другому человеку. Для этого не нужны никакие структуры. Но как тело человека не может жить без скелета, так «Каритас» не может не быть структурой. Структура нужна для того, чтобы у сотрудников была возможность развиваться, учиться, повышая свою квалификацию. Но я бы все-таки хотел стремиться к тому, чтобы связать «Каритас» с приходами, а не развивать дополнительные структуры.

Е.Т.: Есть ли у Вас в России город с тем «Каритас», который Вы любите больше, чем «Каритас» других городов?

О.А.: Я бы не хотел публично говорить о тех, кого больше люблю и о тех, кого совсем не понимаю. Есть, конечно, города, где «Каритас» развит хорошо… Но это, опять-таки, смотря с какой точки зрения посмотреть…

Е.Т.: Отец Александр, на Ваш взгляд, «Каритас» больше нуждается в сотрудниках или добровольцах?

О.А.: В «Каритас» всегда существовали сотрудники и добровольцы. Если проект большой, должно быть больше добровольцев. Я думаю, что нам очень нужны добровольцы, потому что это – природа «Каритас».

Е.Т.: Как Вы думаете, есть ли в «Каритас» проблема лишних людей? Я недавно узнала , что «Каритас» некоторых городов имеют и пресс-секретаря, и секретаря-референта, и множество руководителей самых разных уровней. Не является ли это явной перегрузкой, на Ваш взгляд?

О.А.: Я думаю, что «Каритас» должен иметь те структуры, которые ему действительно жизненно необходимы. Мы не должны брать плохой пример в этом отношении у современного общества.

Е.Т.: Отец Александр, каким Вы хотите видеть «Каритас» России в будущем?

О.А.: «Каритас» России должен идти к нуждающимся путем Христа: то есть слушать и помогать. Я хочу, чтобы «Каритас» стал ближе к людям…

(Беседовала Елена Тарасенко)

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна