Учись любить, как Он
Когда в четвертый раз прихожане услышали из уст своего настоятеля одну и ту же проповедь, они деликатно обратили на это его внимание: «Вы знаете, отец, что уже месяц мы слышим ту же самую проповедь?». «Да, — сказал настоятель, — знаю, и не хочу ее менять, потому что вы вообще не изменились. Почему я должен говорить новую проповедь, если вы и старую еще не приняли в свою жизнь?».
Какова была первая проповедь Иисуса? По словам святого Марка, она имела такое содержание: «…Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1,15).
Слова простые и призывающие к действию. Бог приблизился — и ты приблизься к Нему. Перестрой свое мышление — понимай в Его категориях. Возьмись за лечение своего сердца, учись любить, как Он: безусловно и бескорыстно.
Вы уже слушали Мастера? Каждый из нас — иной. Но кажется, ответили бы на этот вопрос похоже: «И да, и нет». Поэтому призыв Иисуса остается постоянно актуальным и Церковь ежегодно дает нам шесть недель «санатория» — Великий пост. Цель его очень известная: под конец его мы должны быть более здоровыми, более обращенными к тому, что действительно важно, лучше подготовлены к переживанию Пасхи Иисуса и собственной Пасхи — личному переходу через смерть на кресте.
Мы имеем тенденцию ограничиваться современностью. Являемся как бы маленькими орлами, которые воспитаны среди куриц и большую часть своей жизни посвящают поеданию крошек, выкопанных из огороженного песка, когда их натурой является вообще что-то другое. «Должны вы иметь что-то от орлов. Орлы — это свободные птицы, потому что летают высоко», —так убеждал однажды молодой священник Стефан Вышинский, а его слова становятся содержанием призвания каждого христианина. Часто мы напоминаем себе об этом Великом посте. А когда мы думаем об отечестве, вспоминаем еще одно высказывание кардинала Вышинского: «Что нужно нашему народу? Взгляд в небо, на солнце — ко Христу, потому что мы призваны к этому. Не только для дел материальных». Можно ли лучше описать эту задачу для сегодняшней Церкви? Это правда, что мы сотворены из земного праха. Грех постоянно нам об этом напоминает. Ежедневно мы должны бороться с тем, чтобы в прах не обратиться, чтобы внутренне не рассыпаться. В этой борьбе внутренней жизни и решается судьба христианина. Однако много между нами и таких, которые должны вести борьбу более основательно — за достойную жизнь, за работу, за хлеб, за надежду. Ты видишь их вокруг себя, они не митингуют, не блокируют дорог, не делают забастовок: тихо стоят на краю жизни и смерти и страшатся того, что принесет им завтрашний день. Эти люди являются проверкой состояния нашего христианства. Потому что наша вера может быть в глубине отвержением Бога и показывать, насколько мы не любим ближнего. А наши ежедневные призывы к милосердию могут быть — говоря языком пророков — ужасными для Господа, поскольку мы не пытаемся ежедневно разбудить в себе новое понимание милосердия. Потому что нуждающихся надо искать с любовью, потому что с недостатками надо бороться, а не выкидывать, как отбросы.
Интересно, что уличные нищие остаются оригинальным инструментом, с помощью которого христианство становится карикатурой на милосердие. Мы хорошо знаем, что в большинстве эти люди сами виновны в таком своем положении. С чувством собственного превосходства мы бросаем им какую-то кроху из нашего достатка и радуемся, что сами мы не в столь плачевном состоянии. И спокойно идем дальше, к следующему нищему. Очередной рубль опять на некоторое время успокаивает совесть.
Новое понимание милосердия начинается с нового сердца. Оно должно любить творчески, активно. Должно изыскивать способы, как лучше подойти с помощью к человеку. Потому что, к сожалению, все еще остается правдой, что если бы мы, довольные собой христиане 21 века, вложили в делание добра половину той энергии и хитрости, какие инвестируем в делание зла, то недалеко были бы от Царства…
Начнем, как Сам Господь, от Марии. От Нее мы учимся чувствительной любви. Этому служит Розарий — молитва, которая лечит склероз совести, инфаркт любви и паралич милосердных рук.
Отец Войцех Барткович