Трудные вопросы. Выпуск 16. Можно ли христианину заниматься карате?
ВОПРОС:
«Можно ли христианину заниматься карате?»
ОТВЕТ:
В описаниях этого вида боевого искусства присутствуют два элемента: во-первых, развитие собственных физических и интеллектуальных способностей, — и здесь нет никаких «противопоказаний». А во-вторых – упоминается о «духовном развитии человека» как об одном из измерений карате. И если под этим подразумевается концепция совершенства, типичная для буддизма, то это неприемлемо для христианина.
Мирная конечная пристань, к которой стремится буддист, — это абсолютно негативное состояние счастья, негативное в том смысле, что отрицается, аннулируется всякое чувство и, как следствие, аннулируется боль. К этой «нирване» (то есть «прекращению») можно окончательно прийти только после очень длинного ряда перевоплощений и пошагового очищения.
В то время как внутреннее, духовное развитие христианина заключается совершенно в другом: это возрастание во Христе и участие в Божественной жизни. Христианство – это не «прекращение» (о прекращении можно говорить только в отношении греха), а полнота жизни, и такая полнота включает в себя также и чувства.
Вот почему остаются всегда актуальными рассуждения об изначальном буддизме, предложенные выдающимся христианским философом нашего времени – Жаком Маритеном: ««Эта доктрина отчаяния – не просто ересь в отношении брахманизма, но интеллектуальная язва человечества, поскольку она основана на разложении разума. В ней находятся уже все те великие заблуждения, которые атакуют разум в современную эпоху. И если она так превозносится в наши дни в некоторых европейских кругах, то это происходит потому, что все души, которые хотят извлечь из гуманитаризма мораль добра в мире без Бога, уже являются виртуальными буддистами».
Христос всегда должен оставаться Светом, сияющим на пути христианина, и каждый из нас должен стремиться к состоянию, о котором говорил святой апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».
Источник: