Святой Франциск Ассизский – апостол христианской новизны

Святой Франциск Ассизский – апостол христианской новизны

Проповедь гвардиана Крестовоздвиженской обители францисканцев и настоятеля прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Новосибирске отца Джона Гиббонса, , на Мессе памяти св. Франциска Ассизского 4 октября 2017 года:

— Сейчас я хочу сказать несколько слов о св. Франциске. О нем написана масса книг, снято множество фильмов на разных языках. И даже спустя 800 лет после его ухода из нашего мира он остается актуальным – вплоть до того, что наш нынешний Папа принял его имя, имя Франциска Ассизского. Он всегда был популярен. Больше того, мы считаем, что он самый популярный святой среди католиков, а, может быть, и среди всех верующих.

Существует много причин этой его популярности, того, что так много людей любили и продолжают любить его. Я хочу сегодня остановиться только на некоторых из них. Прежде всего, святой явил Церкви и всему христианскому миру новый тип святого. Ранее Церковь знала несколько категорий святых. Во-первых, это был чин мучеников, исповедников, затем – выдающиеся богословы, учителя, пастыри. Еще – аскеты, отшельники, предававшиеся покаянию за свои грехи и грехи мира, и чудотворцы. Иногда приписываемые святым чудеса носили совершенно грандиозный, неправдоподобный характер. Но Папы, канонизировавшие св. Франциска (Григорий IX, Иннокентий IV), изначально подчеркивали, что их цель – представить его не как образец чрезвычайных дарований, а как реалистичный пример для народа Божия. Чтобы глядя на него, обычный верующий мог сказать: «И я тоже мог бы так жить». Совершаемые же святым чудеса имели при этом второстепенный характер.

Руководствуясь подобными соображениями, Папа Григорий IX попросил одного из францисканских братьев описать жизнь Отца-Основателя их Ордена, составить его биографию. Этим человеком, призванным представить новый тип святого с новыми, отличными от традиционных, «знамениями святости», был Фома из Челано. Святостью должна быть отмечена сама повседневная жизнь. Фома специально оговорился, что будет писать о чудесах совсем немного, что главное для него – приободрить тех, «кто взыскует благодать новых благодатей». Вообще, слово «новый» он использует в своем творении очень часто – по его убеждению, Франциск – это избранник Божий, пришедший обновить этот мир собственным примером, жизнью, наставлением… Приход в мир Франциска стал «дождем благодати» для всех людей доброй воли, желающих жить праведно и благочестиво. Кто-то будет сам следовать этому конкретному примеру, а кто-то – хотя бы искренне изумляться ему. Франциск – это новое благословение для мира. Правда, автор того, первого жития использовал стандартные приемы, характерные для агиографии своего времени, для житий прежде живших и широко известных подвижников, но сквозь эту устоявшуюся жанровую форму определенно просвечивало новое содержание. Франциск всей своей жизнью доказал, что буквально следовать самым радикальным евангельским советам – возможно. Он стал основателем сразу трех Орденов: для мужчин, для женщин и для мирян («третий орден св. Франциска»).

И, конечно же, отличительной чертой св. Франциска была его пламенная любовь к творению Божию. Сочиненным им гимном в честь творения мы начали сегодняшнее богослужение. В нем звучат такие возвышенные эпитеты как «брат солнце», «сестра луна», «земля – кормящая мать». И даже физическую смерть он называет «сестрой плоти».

Св. Франциск обручился с Бедностью, которую представлял себе в виде прекрасной дамы. Он первым выразил тайну Боговоплощения в декорациях Рождественского вертепа, так что о пришествии Бога на землю теперь можно было не только слышать, но и видеть его своими глазами. Он же первым в истории был отмечен святыми стигматами ран Христовых.

И процедура его посмертной канонизации была для того времени совершенно новой. Именно тогда возникло само понятие «канонизационного процесса», проходящего под личным патронатом Папы. Можно утверждать, что св. Франциск Ассизский радикально обновил жизнь Церкви во многих аспектах: он – новый евангелист, благовестник христианской радости, новый, пришедший с небес свет, положивший новое начало. Его духовные чада стали новыми учениками Христа. Его стигматы – знак особой сопричастности Страстям Христовым – стали «Божественной печатью», подтвердившей свыше неординарную новизну его служения, его новую интерпретацию Евангелия, его новые отношения с Иисусом и творением Божиим.

Пример святого Франциска продолжает нас вдохновлять и сегодня, побуждает нас к обновлению нашей веры, к поиску новых форм и способов христианского служения.

Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна