Структуры Римско-католической Церкви в Западной Сибири

Структуры римско-католической Церкви в Сибири начали создаваться в 1812 году миссией Общества Иисуса (орден иезуитов). Этот год можно считать основанием двух первых приходов Сибири – Иркутского (Восточная Сибирь) и Томского (Западная Сибирь). Все остальные приходы Западной Сибири, которые существовали до октябрьского переворота, выделились из состава Томского. Все эти приходы были подчинены напрямую Могилевскому архиепископу митрополиту «всех Римско-католических в Российской Империи церквей». Проживал этот иерарх в столице – С.-Петербурге.

Отделение новых приходов от старых происходило в связи с увеличением численности католиков разных национальностей. Причиной увеличения численности были репрессии после подавления польских национально-освободительных восстаний в 30-х и 60-х годах, а также активное переселенческое движение, начиная с 80-х годов XIX столетия.

Особенно большое строительство новых церквей и появление новых приходов происходило после 1905 года. Так, в период с 1833 по 1905 год в Западной Сибири было построено 10 церквей, часовен и молитвенных домов, а за 12 последующих лет (до 1917 года) добавилось к существующим еще 36 сакральных зданий.

Естественно, что для большого количества приходов в Сибири требовалось какое-то местное руководство. Однако все желание Рима создать соответствующую иерархию в Сибири всегда сталкивалось с трудностями со стороны местных властей и политической элиты в Петербурге.

Насколько в настоящий момент позволяют судить архивные источники, впервые вопрос о назначении для Сибири отдельного епископа встал в 1892 году. 10 марта государственный секретарь кардинал Рамполла обратился к царскому правительству с просьбой основать в центре Сибири епископскую кафедру или Апостольский викариат для рассеянных по огромным пространствам католиков. Мотивировал он это тем, что католики не имеют возможности получать таинство миропомазания, которое должен совершать епископ, кроме этого, без высшего иерарха не может нормально функционировать поместная Церковь с уже значительным количеством приходов и священников. Кардинал Рамполла сообщал, что Папа «очень озабочен мыслью о том, что… рассеянные на этом пространстве католики лишены достаточного духовного призрения». Если бы такая кафедра не могла быть основана в Сибири, то Рим желал хотя бы учреждение специального «коадъюторства» для Сибири в рамках Могилевской архиепархии. Тем не менее, в этом было отказано. А на просьбе, переданной кардиналом Рамполла, была наложена Высочайшая резолюция – «не думаю, чтобы это было желательно и нужно».

Во второй раз кардинал Рамполла обратился с новой просьбой в 1900 году. На этот раз он сообщил, что речь даже не идет об основании епископской кафедры в Сибири, но просто о разрешении епископу-помощнику (суфрагану) проживать в одном из городов Сибири. Тем не менее, и в этом было отказано.

Впервые католический епископ приехал в Сибирь только спустя почти 100 лет после основания первых приходов. Этот пастырский визит планировался в 1905 году. В 1904 по всем сибирским приходам были разосланы вопросы, настоятели должны были ответить на них и приготовиться к намеченной на следующий год визитации. Однако епископ смог приехать только в 1909 году – в Сибирь отправился суфраган Иоанн Цепляк. Плодом личного ознакомления с ситуацией Церкви в Западной Сибири стало создание в следующем 1910 году «местного самоуправления» Церкви – учреждение деканатов. 10 июня 1910 года Западная Сибирь была разделена на деканаты Томский и Омский. Кроме того, был создан Иркутский деканат для Восточной Сибири.

Следует отметить, что позиция царского правительства о епископе для Сибири была вновь подтверждена в 1911 году. Министр внутренних дел, знаменитый П.Столыпин, сообщил Степному генерал-губернатору, что хотя в результате усиленного переселения в Сибирь количество католиков постоянно увеличивается, «но общее направление католицизма, как Церкви воинствующей… вынуждает относиться ко всякого рода усилению организации католицизма в России с величайшей осторожностью».

В такой форме деления на два деканата и просуществовала католическая Церковь в Западной Сибири до 1 декабря 1921 года, когда был создан Апостольский викариат Сибири. Однако первый Апостольский викарий был назначен поздно – 17 декабря 1924 года. Стал им бернардинец Герард Петровский. Находился он все время в Харбине и был оторван от информации о большей части своего викариата. В 1926 году новым Апостольским викарием был назначен Томский декан священник Юлиан Гронский.

Развитие структур сибирской католической Церкви было прервано советской властью, но продолжается в настоящее время. В 1991 году была основана Апостольская администратура для азиатской части России, в 1999 году она была разделена на две с центрами в Новосибирске и Иркутске. 11 февраля 2002 года на месте этих администратур Иоанн Павел II создал две епархии. Таким образом, нормализовалась жизнь Церкви. Впервые вся территория Сибири оказалась охвачена епархиальным управлением. Любопытно и то, что почти на каждом этапе формирования необходимых и нормальных для всех католиков во всем мире структур католики в Сибири сталкивались с той или другой формой враждебного к себе отношения и непонимания.

Андрей Масленников, ОИ,
историк

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна