24 – 30 марта. Страстная неделя

24 – 30 марта. Страстная неделя

Страстная седмицаПервым и древнейшим свидетельством выделения Страстной недели как особого времени литургического года являются дошедшие до нас «Воспоминания» Сильвии Аквитанской (Этерии), которая около 385 г. совершила паломничество из Галлии в Иерусалим и оставила подробное описание увиденного. В разделах 30-41 ее труда можно обнаружить свидетельства существования развитой литургической традиции, начиная от воскресенья, предшествующего Пасхе, и кончая самим Пасхальным воскресеньем. У Этерии эта неделя называется Septimana Maior – «Великая Седмица».

Известны и другие ее названия: «Великая неделя» (греч. Мегале Хебдомас; так – у св. Кирилла Александрийского), «Страстная неделя», а в Галлии – Septimana Paschale, т.е. «Пасхальная седмица».

Уголино ли Нерио. Путь на Голгофу

У истоков выделения этой седмицы в особый литургический период лежит, с одной стороны, желание особенным образом подчеркнуть события из жизни Христа (Страдания, Смерть, Воскресение), а с другой – хорошо известная тенденция, стремящаяся привести различные спасительные события в соответствие с определенными датами («историзация»). В данном конкретном случае для такого сопоставления есть солидная основа в евангельских повествованиях. Сравнивая сведения, приводимые во всех четырех Евангелиях, можно проследить день за днем путь Иисуса Христа, начиная с Его торжественного вхождения в Иерусалим и заканчивая восхождением на Голгофу.

Нестеренко. Вход Господень в ИерусалимСтрастная неделя начинается с празднования Вербного воскресенья, которое в Западной литургической традиции носит официальное название «Пальмового Воскресенья Страстей Христовых». Начало торжественного празднования Вербного воскресенья было положено в Иерусалиме в IV веке – в то время, когда стремились как можно точнее воспроизвести события из жизни Христа. Согласно описанию Этерии, в субботу вечером в Иерусалиме совершалась процессия из Вифании к базилике Воскресения. Эта процессия была по существу радостным приветствием, обращенным к Иисусу Христу. Паломница отмечала, что в процессии принимает участие большое количество детей. Ее также поразил дух радости, весьма характерный для песнопений этого дня.
Обычай совершать в этот день процессию укоренился впоследствии на всём Востоке. Процессия включала в себя и некоторые драматические элементы. Так в Египте во главе процессии несли украшенный крест, а в Иерусалиме ее возглавлял епископ верхом на осле, представлявший таким образом Христа.

Папа Франциск на процессии Пальмового воскресенья в РимеВербное воскресенье праздновали также в Испании и Галлии. Документы VII века говорят о благословении пальм, но не упоминают о процессии, о которой первым отчетливо свидетельствует Феодульф Орлеанский (IX век). В Риме при Папе Льве Великом воскресенье перед Пасхой было воскресеньем Страстей Христовых, когда читалось описание Его страданий по Матфею. Свидетельства о совершении в этот день в Риме процессии восходят к началу IX века. Очевидно, этот обычай был заимствован с Востока и внедрился постепенно. Процессия проходила с большой торжественностью и включала в себя посвящение и несение пальм, пение гимна, написанного вышеупомянутым Феодульфом, возгласы «Осанна». В папскую литургию процессия, как полагают, была включена лишь в XI веке.
Пальмовое воскресенье в РимеНачиналась она обычно за пределами города, а заканчивалась у дверей храма. Участники процессии расстилали на земле свои плащи, а в момент пения антифона Ave Rex noster («Радуйся, Царь наш…») творили земной поклон. Во главе процессии несли Евангелие или Святые Дары. Во многих районах епископ имел право в этот день освободить нескольких узников. После окончания процессии в храме служилась Месса Страстей Господних, в ходе которой прочитывался длинный Евангельский текст, описывающий события от входа Иисуса в Иерусалим до Его смерти на кресте и погребения. Таким образом, можно утверждать, что в данном случае произошло слияние двух ранее независимых друг от друга традиций (восточной и римской), что нашло свое выражение также в «двойном» названии этого литургического дня: и «Пальмовое воскресенье», и «воскресенье Страстей Господних».

Освящение верб архиепископом Тадеушем КондрусевичемЛитургия Вербного воскресенья в Церкви латинского обряда обновлялась в ХХ веке дважды: в 1955 и 1970 годах. Ныне тон этой литургии задает текст из Послания к Филиппийцам (Флп 2,6-11). Процессия исполнена переживания радостного триумфа Христа, тексты, как и пурпурный цвет литургических одежд, подчеркивают царственное достоинство Мессии, чтобы затем перейти к теме Его унижения в Страстях и пролитой Им крови, открывшей путь Победе Креста. Процессия Вербного воскресенья является, с одной стороны, воспоминанием о триумфальном вступлении Христа в Иерусалим, а с другой – шествием Народа Божия за Христом на Голгофу, где будет принесена Жертва, актуализируемая в Евхаристии. Провозглашая Христа Царем, мы тем самым принимаем тот факт, что Его и наш жизненный путь ведет через Крест к победе. Участие в литургии Вербного воскресенья означает согласие на Крест, на страдание вместе со Христом, дабы таким образом обрести жизнь вечную, что особенным образом подчеркнуто в молитве после Причастия: «дабы мы Его Воскресением достигли цели наших упований».

Освящение пальм (верб) также способствует прославлению Христа. Послание Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств от 16 января 1988 года специально подчеркивает торжественный характер процессии с ветвями в руках.

В том же документе рекомендуется, чтобы верные хранили освященные пальмы (вербы) в своих домах как воспоминание о победе Христа, которая праздновалась во время процессии.

Тексты литургических молитв этого дня подчеркивают пример Страстей Христовых, их добровольность и заместительный характер. Христос представлен как невинный Отрок Господень (Ис 53,4-12), чья невинность противопоставлена греху мира. Демонстрируется также единство Пасхального таинства – Христовых Смерти и Воскресения.

С древних времен богослужения Страстной недели концентрируются на Страстях Христовых. Утренние часы Великого Четверга некогда были посвящены принятию в церковное общение публично кающихся грешников. До VI века это происходило под аккомпанемент многочисленных молитв и символических жестов, имевших глубокое богословское содержание. В завершение служилась Евхаристия «за примирённых» (Missa pro reconciliatione). По этой причине Великий Четверг иногда называют «четвергом примирения»indulgentiae.

Папа Франциск на Мессе елеевС Великим Четвергом также было связано благословение на специальной «Мессе елеев» (Missa chrismatis) мира и елея, используемых при совершении Святых Таинств Крещения, Миропомазания, Елеопомазания (Соборования) и Священства.

Ныне Missa chrismatis служится епископом в окружении коллегии его пресвитеров, причем она может совершаться также и в другой день Страстной недели (чтобы как можно больше священников могли принять в ней участие).

В связи со значительными расстояниями, в нашей Преображенской епархии «Месса елеев» по традиции проходит утром во вторник Страстной седмицы в Кафедральном соборе Новосибирска. Елей для помазания больных благословляется перед окончанием Евхаристической молитвы. Благословение елея катехуменов и освящение мира совершается после Причастия. Весь обряд можно также совершить после Литургии слова. Начиная с понтификата Павла VI (6 марта 1970 г.), Missa chrismatis включает и обновление обетов, данных священниками в день их рукоположения.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна