Сталин как клин
Празднование Победы, и, само по себе, совершенно справедливое почитание памяти павших в борьбе с нацизмом, год за годом омрачается попытками возродить культ Сталина. В позднем СССР, при всем почитании Победы, без него обходились; но сегодня многим людям нужен вождь.
Ульяна Скойбеда написала заметку “Иосиф, мы исправляемся”, сайт “Комсомольской Правды” ее разместил. В заметке с одобрением говорится о размещении в Сызрани огромных биллбордов с портретами Сталина.
Что же, почитание заведомого злодея – это то, что часто привлекает людей, особенно маленьких, забитых, униженных, неуверенных в себе. Им очень страшно в этом мире, и хотят отождествиться с кем-то пугающим, жестоким, наводящим ужас, чтобы спрятать свои страхи в его тени. Это бывает у нас, бывает и в других странах. Самых близкий пример – это Украина.
Несколько дней назад по сети ходила ссылка на перевод статьи, “Авторитетный американский журнал обвинил Вятровича и его институт в фальсификации истории”, там речь идет об усилиях украинских националистов утвердить в качестве общеобязательной историю про Бандеру-героя народа и славные подвиги ОУН и УПА. В статье справедливо отмечается, что с такими героями народ будет глубоко разделенным, а будущее его будет печальным.
Какая тут связь? Прямая. Конечно, адепты этих двух культов ненавидят друг друга и их страшно раздражает напоминание об их сходстве – но это как ненависть Сталина к Троцкому или Гитлера к Рему – это ненависть не отрицающая, а подчеркивающая глубокое родство.
Почитание Сталина и почитание Бандеры аналогичны, за ними стоят общие психологические механизмы, они неизбежно производят сходный эффект.
Эффект этот состоит, с одной стороны, в разделении народа, с другой – в его деморализации. Хотя адепты обоих культов клянутся, что представляют Единый Народ с большой буквы, а противостоит им кучка отщепенцев. Впрочем, сама риторика – мы представляем Народ, а те, кто с нами не согласен – отщепенцы, это риторика гражданской войны. Значительное число граждан Украины не видят в Бандере фигуру, достойную поклонения, а в ОУН-УПА – героев, и реагируют на попытки заставить их чтить таковых с раздражением. Значительное число граждан России – причем далеко не только “воющие либералы”, как деликатно называют своих оппонентов сталинисты – не готовы поклоняться и служить великому Сталину.
Для православных христиан Сталин – жесточайший гонитель Церкви Христовой за всю ее историю, в его правление (и, вне всяких разумных сомнений, с его полного ведома и одобрения) были преданы смерти многие канонизированные Церковью новомученики. Да, есть люди, которые пытаются совмещать почитание Сталина и Православную Веру – как, увы, есть люди которые пытаются совмещать Православие и оккультизм, Православие и поддержку “однополых браков”, Православие и какие угодно еще фундаментально несовместимые с ним вещи. Но сама по себе несовместимость от этого никуда не пропадает – и неизбежно проявится с большой силой.
Люди, которые относятся к своей вере не как к детали клоунского костюма, а искренним сердцем желают следовать за Господом, очень скоро обнаружат, что они не могут быть верны Господу и чтить убийцу Его святых. Они не могут ассоциировать себя с человеком, который требовал себе богоподобного поклонения, и хранить при этом верность единому истинному Богу.
Для абсолютного большинства православных это вполне очевидно – и почитание Сталина означает, как минимум, конфликт с массой верующих. Но не только верующих. Многие наши граждане, безотносительно к религии, находят, что, например, обвинять людей в государственной измене за опечатки, есть признак параноидальной тирании, возвращения которой они ни в коем случае бы не желали.
Имя Сталина уже является – и тем более явится в будущем – предметом резкого и враждебного разделения между теми, кто падши поклоняется ему, и теми, кто по тем или иным причинам не желает этого делать. Точно также, как имя Бандеры на Украине. Это клин, раскалывающий общество.
Второй неизбежный эффект – это деморализация. Принимать в качестве героев и примера для подражания людей, известных массовыми жестокостями и крайним пренебрежением к человеческой жизни – значит провозглашать жестокость и беззаконие делом вполне приемлемым, понижать порог насилия и обесценивать человеческую жизнь. Вполне практические результаты этого, увы, можно наблюдать.
Если человек согласился считать своими героями участников Холокоста и волынской резни – он отказался от некоторых базовых представлений о справедливости и человечности. Увы, такие люди никогда не построят гуманного и процветающего общества. Ровно то же самое справедливо в отношении людей, прославляющих Сталина. Нельзя возводить на пьедесталы самых чудовищных злодеев, которых только можно найти в национальной истории и ожидать от этого чего-нибудь хорошего.
Нам же, христианам, надо не смущаясь, ясно провозглашать, что у нас уже есть Вождь и Повелитель, Спаситель, Господин и Победитель – это Господь наш Иисус Христос. Ему – и только Ему – принадлежит наша преданность. Ему мы поклоняемся и служим; проклятых же и скверных, нечестивых и пагубных идолов мы отверглись еще в Святом Крещении.
Автор: Сергей Худиев
Публицист, богослов. Ведущий еженедельной радиопередачи «Христианство: трудные вопросы». ведущий раздела Вера в журнале «Фома». Автор книг и ряда статей, в частности, в журнале «Альфа и Омега».
Источник: Правмир