СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!..

Епископ Иосиф ВертВместе с главой Преображенской епархии Римско-католической церкви Иосифом Вертом команда журнала СТИЛЬ посетила несколько социальных учреждений международной благотворительной организации «» в Новосибирске. Журналисты признались, что получили прекрасную иллюстрацию того, как традиции взаимопомощи, доброты и милосердия реализуются сегодня в Сибири, а также задали вопрос своим героям, как возродить эти важнейшие духовные ценности в российской культуре.

РАЗГОВОР С ВЛАДЫКОЙ ИОСИФОМ ВЕРТОМ, ординарием Преображенской епархии Римско-католической церкви в Новосибирске:

— Владыка Иосиф, почему иностранная благотворительная организация, которая содержится на деньги иностранных же граждан, помогает России?

— «Каритас» — организация Католической церкви, а церковь не может только проповедовать, исповедовать и отпускать грехи. Структура католической церкви была воссоздана в Москве в 1991 году, и уже через два месяца вместе с ней была зарегистрирована благотворительная организация «Каритас», потому что помощь ближнему — это неотъемлемая часть жизни любого христианина.

— Подразумевает ли эта помощь обращение в католическую веру?

— Нет. Католиков в России сейчас не более одного процента, и мы хотим быть понятыми правильно: у нас нет цели продвигать наше вероучение. Цель «Каритас» — христианское и социальная справедливость, перед которыми равны все люди, вне зависимости от того, какому богу они молятся, где родились или какое положение занимают в обществе. Очень показательна в этом смысле работа ордена Сестер матери Терезы в России. Я напомню, что блаженная Тереза Калькуттская происходила из состоятельной албанской
семьи, но свою жизнь посвятила помощи нищим и больным людям в Индии. После сильнейшего землетрясения в Армении в 1988 году Сестры матери Терезы впервые приехали в СССР, чтобы помочь людям, пострадавшим от стихийного бедствия, и постепенно закрепились в России. С тех пор в орден вступило более шести тысяч женщин и девушек разных национальностей, в том числе и из очень богатых семей — многие из них сознательно оставили свою обеспеченную жизнь и встали на путь милосердия. И знаете, сколько российских девушек вступили в орден за эти годы? Одна. И, думаю, дело тут совсем не в вероисповедании.

— А в чем же тогда?

— Возможно, в том, что сегодня людьми правит «бог потребления». «Живи для себя», «бери от жизни все», «получай максимум удовольствия» — вот что пропагандируется в современном обществе. Гигантские торговые центры словно созданы для того, чтобы люди превратили свою жизнь в бесконечный процесс потребления. Мерилом человеческого достоинства стали не качества души, а количество скопленных денег. Люди считают, что богатство сделает их счастливыми, совершенно забывая об истинном значении одной из главных заповедей Иисуса Христа — возлюби ближнего твоего как самого себя.

— Как же возлюбить ближнего, скажем, во время кризиса? Тут на себя-то не хватает.

— В том-то и дело, что, следуя этой заповеди, вы действуете в первую очередь во благо себе. Оглянитесь вокруг, посмотрите на людей, узнайте, чем живет многодетная семья по соседству с вами, или задайтесь вопросом, почему одинокая бабушка уже третий день не выходит на улицу, — эти первые маленькие шаги на пути милосердия уже непременно обогатят и оживят вашу жизнь, сделают ее более осмысленной. Уж так человек устроен, что больше радости он получает тогда, когда делится или создает что-то для других людей. Для психически здорового, гармонично развитого человека, который стремится к духовному росту, созидание — неотъемлемая часть самореализации. И наоборот, депрессии, страх одиночества, ощущение бессмысленности собственной жизни чаще всего настигают тех, кто занимается исключительно накопительством. Поэтому, если в кризис вы боитесь будущего, нервничаете и не доверяете людям, попробуйте сделать что-то во благо нуждающихся. Я понимаю, что в трудные времена и делиться гораздо труднее, но тем более благодарными будут улыбки, которые вы получите в ответ. Они вернут вам веру в собственные силы и в людей, которые живут рядом с вами.

— Вы много путешествуете и постоянно поддерживаете связь со своими друзьями и коллегами по всему миру. Какое место занимает в культуре других стран?

— Начнем с того, что на Западе понятия «успех» и «социальная ответственность» неотделимы друг от друга. Причем чем выше твое положение в обществе, тем шире твоя зона ответственности. Любая бизнес-структура изначально формируется с учетом того, что часть прибыли будет перечисляться в пользу нуждающихся. В Германии молодые люди, закончившие школу, как правило, берут один год, чтобы совершить Lebenserfahrung — поездку в любой регион мира, где могла бы пригодиться их помощь. Это может быть Латинская Америка, Индия, Африка или Сибирь. Таких добровольцев провожают, как в армию, — всей улицей. Их родителей поздравляют с тем, что они вырастили таких замечательных детей. В будущем любой работодатель охотно возьмет человека, имеющего подобный опыт, на работу, потому что знает, что из него выйдет отзывчивый и ответственный сотрудник, способный быстро адаптироваться к любым условиям и умеющий быстро найти общий язык с любым человеком. Что касается социальной сферы, то в Европе профессии, имеющие к ней отношение, считаются уважаемыми и даже престижными — уж очень велика здесь ценность человеческой жизни. У нас же ценность денег пока превышает ценность жизни человека, и в том числе поэтому католическая церковь служит посредником между интернациональными благотворительными организациями и сибирскими социальными учреждениями. Мы, конечно, и дальше продолжим это делать, но я считаю, что наши бизнесмены и лидеры мнений тоже уже должны потихоньку подключаться к наведению порядка в собственном доме.

— А как в этом смысле проявляют себя сегодня православные организации?

— Россия в XX веке пережила длительный и болезненный разрыв традиций. Вспомните, как было развито меценатство до 1917 года, как члены дворянских семей работали в госпиталях и больницах для бедных, как считалось недопустимым обидеть блаженного или отказать в помощи бедному человеку. Сейчас нужно возрождать эти традиции — я уверен, что если в обществе появятся примеры для подражания, особенно среди людей, занимающих высокое положение, то через 10, 20, 30 лет уже очень многое изменится к лучшему. И это не пустые слова. В XIX веке в Москве работал русский врач немецкого происхождения — доктор Фридрих Гааз. Его еще называли «святым доктором». Так вот будучи «успешным», как сегодня говорят, врачом, он посвятил жизнь облегчению участи заключенных и ссыльных, открыл школу для детей арестантов, снабжал лекарствами бедных, а в годы войны с французами работал хирургом в российской армии. Его пример вдохновляет многих людей и по сей день — его имя носят медицинские, благотворительные и образовательные учреждения. И люди до сих пор помнят главные слова «святого доктора»: «Спешите делать добро…».

***

Петр СоколовБЕСЕДА С ПЕТРОМ СОКОЛОВЫМ,
директором Новосибирского отделения благотворительной организации «Каритас»:

— Петр, рассказывая о деятельности «Каритас» в Новосибирске, вы сказали, что вы принимаете людей такими, какие они есть: наркоман, бомж, проститутка, уголовник…

— Это правда — у нас, как в бане, все равны.

— Зачем протягивать руку помощи в заведомо безнадежных случаях? Разве нужны обществу эти люди?

— А разве нужны лично вы олигарху, зарабатывающему миллиарды? С его точки зрения, вы абсолютно бесполезны, потому что не смогли добиться того, чего добился он. Нельзя никого никогда вычеркивать из этой жизни, иначе тогда однажды кто-то вычеркнет вас. Инвалиды, сумасшедшие, наркоманы, бездомные — мы стесняемся их, боимся стать такими, как они, хотим отгородиться от этих проблем. Но какой тогда смысл в успешной карьере и образцовой семейной жизни, если она протекает за закрытой дверью? Общество, которым управляет страх, которое стыдится само себя, — нездорово. Именно равнодушие и презрение к «отверженным» формируют порочный круговорот из насилия, безнравственности и бездуховности: сын видит, как отец бьет мать, и, вырастая, начинает бить свою жену, а это, в свою очередь, видят его дети. Пятнадцатилетнюю девочку насилуют пятеро ее сверстников, и она, стыдясь рассказать об этом, вступает в связи с мужчинами и рожает детей совершенно механически, не чувствуя себя ни настоящей женщиной, ни матерью. Подросток, грабящий людей на улицах, говорит о том, что это нормально, потому что у него отсидели и отец, и мать. Сколько еще нужно душ, обделенных вниманием и любовью, чтобы мы перестали делить общество на «мы» и «они»? Может быть, пора уже признать, что мы все живем в одной стране, в одном городе, который, по сути, является нашим общим домом. И если его фундамент, то есть нравственные основы, начнут рушиться, то рано или поздно он развалится вместе со всеми стенами и заборами, которыми благополучные граждане отгородились от всех остальных.

— Ну а каких результатов удалось добиться вашей организации в масштабах огромного города?

— Мы отдаем себе отчет, что все, что мы делаем, принесет свои плоды не через год и не через два. Во многих случаях мы можем лишь осветить тьму в чужой душе фонариком — указать ему верное направление и помочь, если он сам захочет меняться. Вы бы слышали, что порой рассказывают люди, — даже мы, видавшие виды социальные работники, бываем шокированы. Но это ничего. Если из восьми неблагополучных подростков семеро закончат свою жизнь в местах лишения свободы, а один, благодаря нам, встанет на правильный путь — это уже хорошо. Если из десяти мам, проживающих сегодня в материнской обители, хотя бы одна научится петь своему ребенку колыбельные, осознает свою ответственность за его и свою судьбу — это тоже хорошо. А в истории нашей организации таких случаев гораздо больше. Если из пятидесяти детей, проживающих в «Приюте Святого Николая», двадцать уже обрели новые семьи — это вообще прекрасно. Через 10–20 лет из них вырастут полноценные члены нашего общества.

— У вас есть еще одно интересное и относительно новое для нашего города направление: работа с семьями мигрантов — расскажите немного о нем.

Воспитанники Каритас
— Это направление для Новосибирска действительно новое — в прошлом году мэр Анатолий Локоть, наверное, впервые озвучил мысль о том, что стратегия социальной интеграции трудящихся мигрантов должна быть разработана и принята в нашем городе. Мы же к тому времени уже вели эту работу в нашем «Детском клубе»: обучали детей из приезжих семей — в основном мусульманских — русскому языку, показывали им, как пользоваться общественным транспортом, учили правильно реагировать на возможную агрессию против «чурок» в детских садах и школах. Приходилось учить их даже таким, казалось бы, элементарным вещам, как мытье рук. Я уж не говорю о том, что многие из них, привыкнув есть из общего казана (чаще руками), не знали, что такое отдельная тарелка и столовые приборы. Адаптируя их к нашей культуре, мы при этом сохраняли их национальную и религиозную идентичность — наряду с Новым годом и Пасхой праздновали Курбан Байрам и Рамадан Байрам. Сегодня многие ребятишки уже свободно говорят по-русски и, в свою очередь, делятся со своими домочадцами тем, чему научились у нас. Надо понимать, что эти семьи навсегда останутся в России: здесь у них работа, а на родине часто нет ни жилья, ни средств к существованию. Поэтому только от нас зависит, кто через 10–20 лет будет жить рядом с нами: чужие люди, враждебно настроенные к нам и к нашей культуре, или добрые соседи, достойные граждане нашей страны. Насколько мне известно, мои коллеги в Новосибирской католической школе не просто обучают детей мигрантов русскому языку, но даже учат с ними слова российского гимна, знакомят их с символикой нашего государства.

— Кто финансирует «Каритас» в Новосибирске?

— В основном мы получаем деньги из международного фонда «Каритас». В последнее время небольшую помощь нам начали оказывать мэрия и областная администрация. Недавно мы получили президентский грант, так что, можно сказать, Путин нам доверяет. (Смеется.) Постепенно начали подключаться и наши собственники бизнеса — кто деньгами помогает, кто продуктами. Ну и конечно, как всегда, самыми отзывчивыми являются простые люди — порой бабушки в католической церкви отдают последние копейки для наших одиноких мам, оставшихся без средств к существованию. Это ведь только кажется, что содержать десять мамочек с маленькими детьми не так уж дорого, а посчитайте питание, лечение, одежду, работу психолога — на каждый день сумма набегает приличная.

— Словом, дополнительная финансовая помощь вам требуется всегда?

— Конечно. Проекты-то у нас хорошие и очень востребованные. Наши контакты есть в любой социальной службе, в полиции, в больницах, в роддомах и приютах, не говоря уж о сарафанном радио. К нам направляют нуждающихся не только из Новосибирска, но и из области и даже из соседних городов. Поэтому для нас актуальна любая помощь, в том числе и добровольческая. Иностранные добровольцы живут и работают у нас постоянно — однажды на пару месяцев даже приезжала жена губернатора Франкфурта-на-Одере. Так что всех, у кого есть потребность в самореализации, мы призываем выйти навстречу тем, кто нуждается, — возможности наполнить свою жизнь новым смыслом и радостью от совершения добрых дел здесь просто огромные.

***

ПатрикПАТРИК, 19 лет, доброволец из Германии, живет и работает при благотворительной организации «Каритас»

— Патрик, почему ты решил приехать в Сибирь?

— В Германии это типично — после школы уехать за границу: у многих есть желание познавать другие культуры и быть полезными. Мои друзья так делают и считают, что это хорошо. Я нашел социальную организацию, в которой очень обрадовались, что я немного знаю русский язык, и сказали, что я могу поехать в Сибирь.

— И все же откуда у вашей молодежи берется желание добровольно помогать другим? Вас так воспитывают в школах, в семьях?

Я даже не знаю — я никогда не думал, что может быть как-то иначе. С детства мы мастерим копилки, куда откладываем карманные деньги, чтобы потом отдать в пользу детей-сирот или голодающих детей других стран. К Рождеству мы с друзьями собираем вещи и игрушки и делаем из них подарки, которые раздаем бедным семьям, — они ведь не могут купить своим детям что-то к празднику. Также в праздники у нас есть традиция заплатить за обед, но не есть его, чтобы кафе или ресторан потом перечислили эти деньги в благотворительный фонд. У нас часто проходят благотворительные концерты. У вас они тоже бывают, но я заметил, что здесь люди воспринимают их как возможность бесплатно послушать музыку, а у нас каждый, приходя на концерт, по собственной воле отдает немного денег — сколько может.

— А зачем? В надежде сделать мир лучше?

— Я не думаю, что один человек может изменить целый мир. Но он может изменить себя. Пожив в Сибири, увидев горе и нужду других людей, я каждый день благодарю свою семью за то, что я вырос в любви и достатке. Но теперь я должен получить другой опыт: узнать чужую культуру, понять, как живут бедные и одинокие люди, научиться общаться с ними и помогать им. Это необходимо для моего личного развития — так я делаю лучше себя. Наверное, если каждый человек сделает лучше себя, то тогда и весь мир изменится к лучшему.

Материал подготовила Марина Кондратьева

Источник: журнал «СТИЛЬ»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна