Слово Владыки Иосифа Верта в торжество Богоявления Господня 6 января 2011 г.
Сегодня – Богоявление. Бог явился, открылся миру, не только избранному народу, но, в лице трех волхвов, и языческому миру, ради спасения которого Сын Божий также пришел на землю.
В Иерусалиме суматоха. Перепуганы царь Ирод и вся столица. Родился новый Царь! И книжники прекрасно знают, что это – Мессия. Событие рождения Христа, таким образом, более не является тайной. С него как бы снимается вуаль секретности, и все люди доброй воли теперь могут узнать о Рождестве. И у нас в Вифлеемской пещере сегодня небольшое изменение: перед яслями появились фигуры трех царей, поклоняющихся Божественному Младенцу. Богоявление иначе называют праздником Трех царей. Верблюды и дромадеры из Мадиама и Ефы, о которых мы слышали в первом сегодняшнем чтении (Ис 60,1-6), тоже здесь. Они принесли золото, ладан и смирну, которые мы сегодня освятим вместе с мелом.
Приход волхвов с Востока – это самое значительное событие из детства Иисуса Христа. До этого времени пришествие Господне оставалось по преимуществу в тишине и сокрытии. Конечно, о нем уже в первую рождественскую ночь узнали пастухи. При посещении Святым Семейством Иерусалимского храма круг «знающих» несколько расширился. Но оба эти сюжета не предназначались для «внимания общественности», для широкой огласки. И только прибытие магов с Востока должно было принести с собой «manifestatio publica», «большой общественный резонанс». И как же чудесно происходит это Откровение! Иерусалим не частным образом узнает о рождении Мессии. Это произвело бы мало впечатления. Из далеких стран приходят знатные люди и делают официальный запрос власть имущим «по дипломатическим каналам» о новорожденном Царе. Призываются на помощь священники, чтобы услышать и их мнение.
Одновременно мудрецы с Востока являются представителями всего языческого мира, точно так же, как пастухи были представителями избранного народа. Божественный Младенец, тем самым, изначально выступает не только в роли Спасителя малочисленного народа Израиля, но и в роли Спасителя всего мира. По этой причине Церковь глубоко почитает данное событие из жизни Иисуса Христа и с древнейших времен торжественным образом отмечает его литургически. Еще в катакомбах одними из самых распространенных были изображения трех коленопреклоненных волхвов.
Так попытаемся же получше познать заботу Божественного Провидения как о великих, так и о малых вещах, как в управлении всем миром, так и в управлении личными делами каждого из нас. Нам не нужно самим «являть себя миру». Мы спокойно можем оставаться в тени, в безвестности. Если же Бог захочет нас использовать, если мы будем нужны Ему для осуществления Его великих замыслов, Он Сам найдет нас и устроит всё самым лучшим образом.
Поразмышляем теперь о принесенных волхвами дарах: «и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2,11). Волхвы пришли не с пустыми руками. Любовь проявляется в конкретных делах.
И здесь мудрецы с Востока подают нам хороший пример. Вспоминаю, как однажды в нашем храме куда-то исчез на несколько дней ящик для пожертвований. Многие прихожане сразу же почувствовали беспокойство: ведь они привыкли являться перед Господом с даром, пусть даже и не таким значительным. Еще больше обрадуют Господа Иисуса Христа «малые жертвы» нашего сердца, дары нашей души: глубокая вера, горячая любовь, смирение, милосердие и другие добродетели.
Были ли случайным набор даров? Церковь с древнейших времен приписывает их выбору мистическое значение.
«Мы видели звезду Его на востоке» (Мф 2,2). Звезда, которую видели волхвы, была не одним из многих небесных тел, но знамением и символом обетованного Спасителя и Мессии, Которого ожидал также и языческий мир. И Ему – Царю Мира – предназначалось золото. Таким образом мудрецы хотели почтить Того, Кому подобает всяческое поклонение.
Ладан широко использовался в языческом мире для нужд религиозного культа, а в Израиле он употреблялся исключительно для жертвоприношений истинному Богу.
Смирна – это благовоние для погребения. Иисус Христос, Сын Божий и Царь, родился на земле как смертный человек.
Какой же была дальнейшая судьба принесенных волхвами даров? Возможно, Мария и Иосиф раздали их бедным, а, может быть, они воспользовались ими при бегстве в Египет. Но, так или иначе, дары послужили Богу, будь то в лице бедных или в Лице Сына Божия.
Так устремим же и наш взгляд к Господу, поклонимся Ему, ибо Он – Царь наш. С благоговением послужим Ему, ибо Он – Бог наш. Будем приносить Ему жертвы, ибо Он – Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира.
Аминь.