Санкт-Петербург: Варшавский кардинал Казимеж Ныч откроет мероприятия, посвященные 1050-летию крещения Польши

Санкт-Петербург: Варшавский кардинал Казимеж Ныч откроет мероприятия, посвященные 1050-летию крещения Польши

Кардинал Казимеж Ныч, митрополит Варшавский, член Папского Совета по культуре, Великий приор польского подразделения Рыцарского ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского и один из руководителей (бальи) Мальтийского ордена в Польше откроет 16 сентября выставку «Католическая в Санкт-Петербурге» и международную конференцию « в жизни Католической Церкви западных губерний Российской империи  (XVIII – нач. XX вв.)».

3cc3ea028ec2c5bc49d14fb381a9929f_xlКак сообщили в Государственном Музее истории религии, эти мероприятия приурочены к 1050-летию крещения Польши, которое отмечается в 2016 году, организованы Музеем совместно с Генеральным консульством Республики Польша при участии римско-католического прихода Святого Станислава.

На выставке представлены девять уникальных памятников из собрания Музея, большинство из которых никогда ранее не экспонировалось. Подлинный «хит» выставки — алтарь XVII в.,  преподнесенный в 1772 г. польскому королю Станиславу Августу Понятовскому нунцием Папы Климента XIV в Речи Посполитой Джузеппе Гарампи. Центральный барельеф алтаря – сцена «Усекновение головы Иоанна Крестителя». Такой же барельеф, отлитый в Риме в 1688–1689 гг., вероятно, бронзолитейщиком Урбано Барталези по модели Чиро Ферри, украшает поныне  Ораториум св. Иоанна в Ла Валетте на Мальте. В 1777 году подаренный королю алтарь был установлен в новой Капелле Варшавского замка и оставался там до 1832 г., когда все предметы из нее были вывезены в Петербург по просьбе княгини Лович, морганатической супруги цесаревича Константина Павловича и находились в церкви св. Иоанна Предтечи в Царском Селе. В 1938 г. церковь была закрыта, а алтарь передан в Музей истории  религии.

Другие знаковые экспонаты выставки — портрет первого архиепископа Могилевской архиепархии Станислава Богуш-Сестренцевича (1731 – 1826), назначенного указом императрицы Екатерины II и утвержденного буллой папы Пия VI, а также портреты выпускников Санкт-Петербургской Императорской Римско-Католической духовной академии: архиепископа Викентия  Ключиньского (1847 –1917) и  апостольского администратора Иоанна Цепляка (1857 – 1926).

Дополняют выставку архивные документы.

Выставка продлится до конца 2016 года.

***

Столетиями православная, по преимуществу, и католическая Польша связаны тысячами нитей неразрывных отношений разного порядка и уровня – государственных, религиозных, человеческих. Со времени Петра Великого центром этих отношений стал Петербург. С первых дней существования города значительную часть его населения составляли приглашенные на русскую службу иностранцы. Особое место среди них занимали католики – французы, немцы, итальянцы, голландцы. С 1780-х гг., после включения в состав Российской империи части польских земель, одной из ведущих этно-конфессиональных общин столицы стали поляки.

Именно в это время было закончено строительство церкви св. Екатерины Александрийской (1783 г., Невский пр., 32-34), позднее были возведены церкви Иоанна Крестителя при Пажеском корпусе (т.н. Мальтийская капелла 1800 г., Садовая ул., 26),  Святого Станислава (1825 г., ул. Союза печатников, 22), Святого Иоанна Крестителя в Царском Селе (1826 г.), храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы на католическом кладбище (1859 г.), ставший митрополичьим Прокафедральным собором,  храм Лурдской Божией Матери (1909 г., Ковенский пер., 7) и др. Некоторые храмы, особенно в нач. ХХ в., строились в местах компактного проживания польского населения (Церковь Святого Сердца Иисусова,1918 г., ул. Бабушкина, 57).

С 1842 г. в Петербурге готовили священнослужителей для России и Царства Польского — в Императорской Римско-католической духовной академии, переведенной из Вильно. В 1849 г. в Петербург была перенесена и резиденция глав Могилевской архиепархии – общероссийской провинции Католической Церкви. Большинство архиепископов (митрополитов) Могилевских были выходцами из польских земель, что соответствовало основному национальному составу петербургских католиков. По этой же причине почти все католические периодические издания Петербурга на рубеже XIX – XX  вв. выходили в Петербурге на польском языке.

Интенсивная церковная, благотворительная и образовательная деятельность католической польской диаспоры в Петербурге, как и представителей других конфессий была прервана событиями октября 1917 г. В процессе возрождения деятельности католических общин в Петербурге, начавшемся в конце 1980-х гг., традиционно активно участвуют польские священнослужители.

 

Источник: Благовест-инфо

***

Согласно последней информации, кардинал Казимеж Ныч отменил свой визит в Санкт-Петербург. Программа празднований остается без изменений. Официальная причина внезапной отмены визита кардинала пока не названа.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна