Римско-католическая церковь Тюмени: История прихода

Для того, чтобы по шагам, по этапам воссоздать историю строительства в Тюмени римско-католической церкви, пришлось изучить множество документов: памятные книжки и адреса-календари Тобольской губернии за 1898-1915 годы, так называемую «Закладную грамоту Польского костела» от 1903 года, отчет миссии отцов редемптористов в Сибири за 1908 год, данные ежегодника Могилев-ского архиепископства за 1914 год и единственной переписи католиков СССР 1923 года, метрические выписки о рождении из книг римско-католических церквей Тобольской губернии, сохранившиеся в архиве автора этой статьи, записи самих метрических книг Тюменского костела, а также рукописные воспоминания Станислава Карнацевича, сына одного из инициаторов его строительства, датированные 1976-м годом. Все это позволило восстановить и последовательно изложить ход событий.

Долгое время на всю Тобольскую губернию, включающую территорию нынешних Тюменской, Омской, Курганской и части Свердловской областей, существовал один небольшой деревянный храм в Тобольске, фундамент которого был заложен 5 июня 1847 г. ссыльными участниками польского восстания 1830-1831 г. Морачевским, Петрашкевичем и Павшей.

Возведение на деньги тюменского купца 1-ой гильдии Альфонса Поклевского-Козелла в Омске к 1867 году римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии мало помогло духовному обслуживанию католиков огромной губернии, поскольку численность их во второй половине XIX и начале XX веков составляла от 7500 (1868-1869 годы) до 5000 (рубеж XIX – XX). Приходской священник Тобольска и войсковой капеллан Омска не могли часто навещать католиков, в основном польского происхождения, разбросанных на территории от Об-дорска (Салехарда) до Семипалатинска. Однако внутренняя политика правительства России долгое время не способствовала росту числа приходов. Кроме того, острота этой проблемы не ощущалась чиновниками католического вероисповедания, постоянно перемещавшимися из города в город, да и самими ссыльными поляками, которые стали губернскими поселенцами, но надеялись на скорое возвращение домой. Лишь после амнистий 1866-1868 и 1871 годов в городах губернии начнут возникать польские колонии, формирующиеся из ссыльных повстанцев, оставшихся в Сибири навсегда и получивших право покинуть сельскую местность. А место тех, кто вернулся в 1860-1880 годах на родину, вскоре займут переселенцы конца XIX – начала XX веков. Именно тогда всерьез будет осознана необходимость строительства римско-католических храмов.

В Тюмени в 1860-1880-х годах было не очень много поляков. На лето 1867 года ссыльных значится всего 45, число же чиновников польского происхождения неизвестно. Объясняется это тем, что поляков в Тюмень, в отличие от других городов губернии, до этого массово не водворяли. Лишь с 1869 года польская колония Тюмени, формируясь, начинает расти при активном содействии А. Поклевского-Козелла (1809-1890). В 1869 году из Ишима в Тюмень перебирается фельдшер Юзеф Карнацевич (1837-1918), а из Тобольска фельдшер Александр Малиновский (1836 – 1923) – будущие синдики католической общины Тюмени. В этот период тюменские поляки (католиков иного происхождения не будет зафиксировано здесь до 1930-х годов) арендуют под молитвенные дома нижние, подвальные этажи двухэтажных домов, принадлежащих местным жителям из русских. Имея фисгармонию, они сами, без священника, поют псалмы и читают Священное Писание.

Ситуация начинает меняться только в 1890-е годы. В начале десятилетия курат римско-католической церкви Тобольска Франтишек Пинярович и священник Юзеф Вериго, приезжавший из Екатеринбурга, не ставят еще вопроса о строительстве храма в Тюмени. Но уже в 1893 году посещавшие Тюмень тобольские священники – курат римско-католической церкви отец Винцент Пжесмыцкий и вице-курат отец Леон Святополк-Мирский – заговорят об этом в полный голос.

В фондах Тюменского областного краеведческого музея хранится интересный документ, написанный на польском языке. Знатоки тюменской старины называют его «Закладной грамотой польского костела». Как ни странно, при всей доступности этого рукописного акта, он не был прочитан и не стал объектом научного исследования. Впервые я привожу его перевод, сделанный мною с полным следованием стилю и пунктуации любопытного текста:

«+ На память потомству – В день 12 июля 1903 г. произведена закладка в фундаменте этого здания в левом углу латинского документа, подтвержденным целебрантом и 4 ассистентами ксендза и 4 членами сбора (синдиками).
— С целью сохранения в памяти события представляем вот это свидетельство, подписанное тюменскими прихожанами в мае 23-го 1902 г.

— Благодаря ревностным стараниям кс. Леона Святополка-Мирского собрали мы около 5000 р., сумму эту с общего согласия прихожан используем, чтобы вознести дом молитвы (часовню) во Славу Бога. Дождавшись столь радостной минуты, ободренные горячими словами приходского ксендза Пжесмыцкого представляем это свидетельство как задаток и обязательство поспешного аккуратного и Богобоязненного окончания начатой работы. Одновременно прилагаем современные монеты, газеты, а также зерно урожая этого года. Работы проводил:
– Ю.Карнацевич и Ю.Дитрих – смотрители
каменщик Перемотин – плотник Злобин.
– Да поможет нам Бог!
– Аминь. –
Тюмень 15 август 1903 г.
Приготовил (подпись Юзефа Дитриха)»

На оборотной стороне документа стоят 72 подписи польских католиков: чиновников, частных владельцев, инженеров и др. Отчетливо различимы подписи Ю.Карнацевича и его супруги Ядвиги, принадлежавшей семейству Рибиньских, глава которого был первым дипломированным фармацевтом города, ее родителей и даже старшего сына Карнацевича Станислава (1891-1977), в будущем создателя педиатрической службы Тюмени и Почетного гражданина города № 1, а в то время мальчика 12-ти с половиной лет, а также Малиновских, Дитрихов, Пекарских, Крочевских, Хлебовских, Лукьяньских и др. Собирали подписи, как и следили за выполнением строительных работ, управляющий кожевенного завода Колмогоровых инженер Ю. Дитрих и старший фельдшер этого же завода Ю. Карнацевич.

В личном архиве автора этой статьи имеется оригинал фотографии закладки фундамента Тюменского костела. Фотографом Ф.Ф.Соколовым запечатлен кульминационный момент происходящего торжества. Отец Пжесмыцкий, оставив процессию, произносит слова молитвы в окружении почти ста прихожан и любопытствующих. Справа от него – жандарм, за ним – ассистенты и синдики (Ю.Дитрих, Ю.Карнацевич, А.Малиновский – все с супругами). Перед целебрантом по пояс в земле стоит каменщик Перемотин. Он ждет окончания его речи и передачи ему для закладки ларца, который находится в руках у одного из ассистентов, стоящего по правую руку от отца Пжесмыцкого. Видно, что день выдался жаркий. От июльского солнца дам спасают белоснежные шляпки и распахнутые зонтики, однако мужчины, согласно этикету, стоят с обнаженными головами.
Свидетельство от 15 августа 1903 г. (пролог – описание церемонии и польский вариант текста закладной грамоты) является письменным доказательством существования оригинального латинского документа, подписанного поляками-католиками 23 мая 1902 года. Рождение дубликата спустя два месяца после торжества продиктовано боязнью того, что потомки забудут хронологию возведения храма и имена его создателей. Поэтому дубликат обрел себе место в построенном храме, а в период религиозных гонений, к счастью, не был уничтожен и перекочевал в музей.

Строительство, в определенной степени нарушенное началом русско-японской войны, будет продолжено и в 1904-м и в 1905-м годах. Оглашение 28 апреля 1905 года указа Николая II о терпимости к иным вероисповеданиям откроет тюменским полякам новые возможности для самостоятельности. Речь теперь идет уже о строительстве не дома молитвы (часовни), а церкви. Новые здания храмов начнут возводиться также в Тобольске, Кургане и Ишиме. Рост численности католиков Тюмени за счет добровольных переселенцев, беженцев, политических ссыльных и военнопленных даст им право говорить о своем приходе, тем более, что еще к концу XIX века Тюмень на одну треть превзойдет Тобольск по количеству жителей. В период строительства храма польская колония начинает испытывать денежные затруднения, которые и в этом случае разрешит Викентий Альфонсович Поклевский-Козелл…

Филь С. Г.,
вице-президент ТОПКПО «ЛЯТАРНИК»,
зав. отделом польской культуры областного центра славянской культуры

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна