Размышление Папы Франциска перед чтением молитвы Angelus 24 января: «Миссия Церкви и каждого христианина – благовествовать нищим»
Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Прежде чем представить программную речь Иисуса в Назарете, в сегодняшнем Евангелии евангелист Лука кратко обобщает Его деяния на ниве благовестия. Эти деяния Он совершает силою Святого Духа: Его слово истинно, потому что оно открывает смысл Писаний; это слово властное, потому что Он повелевает даже нечистым духам, и они Ему повинуются (ср. Мк 1,27). Иисус отличается от учителей своего времени: например, Он не открывает школу для изучения Закона, но идет повсюду проповедуя и учит везде: в синагогах, на улицах, в домах – Он всегда в пути! Иисус отличается также от Иоанна Крестителя: он провозглашал близкий суд Божий, в то время как Иисус возвещает прощение Отца.
Теперь давайте себе представим, что мы тоже входим в синагогу Назарета, городка, в котором Иисус вырос и жил почти до тридцатилетнего возраста. То, что там происходит, представляет собой важное событие, в котором обозначены черты миссии Иисуса. Он встает, чтобы читать Писание. Разворачивает свиток, на котором записана Книга пророка Исаии, и выбирает отрывок, где написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4,18). Затем, после минуты тишины, наполненной ожиданием, Он произносит посреди общего удивления: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (ст. 21).
Благовествовать нищим: в этом заключается миссия Иисуса, как Он Сам говорит; это также миссия Церкви и каждого крещеного в Церкви. Быть христианином означает быть миссионером, между двумя этими понятиями стоит знак равенства. Возвещение Евангелия словом и прежде всего жизнью, – это главная цель христианской общины и каждого ее члена. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что Иисус адресует Благую Весть всем без исключения и даже оказывает предпочтение самым дальним, страждущим, больным, отвергнутым обществом.
Давайте спросим себя: что же означает благовествовать нищим? Прежде всего это значит приблизиться к ним, служить им с радостью, освободить из-под гнета, и все это во имя Христа и с Духом Христа, поскольку именно Он есть Евангелие Божье, милость Божия, освобождение Божие. Он обнищал, чтобы обогатить нас Своей нищетой.
Текст Исаии, усиленный небольшими изменениями, введенными Иисусом, указывает на то, что мессианское возвещение Царства Бога, пришедшего к нам, обращено предпочтительным образом к отвергнутым, заключенным, угнетенным.
Вероятно, во времена Иисуса такие люди не были в центре внимания общин веры. Давайте спросим самих себя: сегодня, в наших приходских общинах, в объединениях, в движениях, верны ли мы программе Христа? Ставим ли мы на первое место задачу благовествовать нищим, нести им Благую Весть? Но заметьте, что речь идет не только об оказании социальной помощи и тем более не о политической деятельности. Речь идёт о том, чтобы предлагать силу Евангелия Божия, которое обращает сердца, исцеляет раны, изменяет человеческие и общественные отношения согласно логике любви, поскольку в самом сердце Евангелия пребывают бедные.
Дева Мария, Матерь благовестников, да поможет нам сильнее почувствовать голод и жажду Евангелия, которые есть в мире, особенно в сердцах и в плоти нищих. Да испросит Она для каждого из нас и для каждой христианской общины благодать делом свидетельствовать о милосердии, – великом милосердии, которое даровал нам Христос.
Источник: Радио Ватикана