Проповедь Папы Франциска в Пасхальную ночь. 15 апреля 2017 г., собор Св. Петра

Проповедь Папы Франциска в Пасхальную ночь. 15 апреля 2017 г., собор Св. Петра

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф 28,1). Мы можем представить себе, как они идут. Это – типичная походка тех, кто направляется на кладбище, свидетельствующая об усталости и растерянности. Это – неверные шаги тех, кто никак не может смириться с мыслью, что теперь – всё кончено. Мы можем представить себе их бледные, заплаканные лица… И их немое вопрошание: «Как это могло случиться, что Любовь умерла?».

В отличие от учеников, находятся именно в этом месте. Раньше они были свидетельницами последнего вздоха Иисуса на кресте, потом сопровождали Иосифа Аримафейского, хоронившего Господа – эти две женщины, и не думавшие бежать, способные всё выдержать, не согнуться под ударами жизни, такой безжалостной, какой она кажется на первый взгляд, способные перетерпеть горький вкус несправедливости. И вот, они стоят там, перед гробницей, погруженные в скорбь, не в силах смириться, согласиться с тем, что всё доброе должно именно так заканчиваться.

Сделаем еще одно усилие, еще раз напряжем воображение, и тогда увидим в лицах тех женщин лица множества матерей и бабушек, лица детей и молодежи, переносящих бремя и боль многочисленных проявлений бесчеловечной несправедливости. В них – выражение лиц всех тех, кто проживает в наших городах и при этом испытывает боль нужды, эксплуатации и торговли людьми. В них мы также увидим всех презираемых за то, что они – мигранты, сироты без собственного отечества, дома и семьи; увидим лица тех, чей взор выдает их одиночество и оставленность, тех, у кого такие натруженные руки. В них отражаются лица женщин, матерей, плачущих при виде того, как жизни их детей погребены под спудом коррупции, лишающей прав и уничтожающей многочисленные ожидания, под повседневным эгоизмом, распинающим и хоронящим надежды множества людей, под парализующей бесплодной бюрократией, исключающей возможность перемен. В их страдании проступают лица всех тех, кто видит распятое на улицах наших городов достоинство.

В лицах жен-мироносиц отражено немало лиц, быть может, мы найдем среди них твое и мое. Как и они, мы можем ощущать силу, побуждающую нас идти вперед, не мириться с тем,  что всё должно кончаться именно так.  Разумеется, нас поддерживают в этом Божии обетования и уверенность в Божией верности. Но на наших лицах отражаются также и раны, отражаются многочисленные проявления неверности, как с нашей стороны, так и со стороны других людей, отражаются свидетельства наших неудач и поражений. Наше сердце подсказывает нам, что вещи не всегда таковы, какими кажутся, но можно и пренебречь этим соображением, можно приучить себя жить рядом с гробницей, научиться сосуществовать с разочарованиями. Больше того, можно таким образом прийти к выводу, что это и есть закон жизни, а в качестве обезболивающего средства предложить бегство от реальности, тем самым дав угаснуть подаренной нам Богом надежде. Именно такими, причем весьма часто, выглядят наши шаги, такой, как у тех женщин,  выглядит наша походка – нечто среднее между жаждой быть с Богом и печальной покорностью судьбе. Умирает не только наш Наставник: вместе с Ним умирает и наша надежда.

«И вот, сделалось великое землетрясение» (Мф 28,2). Неожиданно женщины почувствовали сильнейший толчок, кто-то и что-то заставили поколебаться землю у них под ногами. И тут кто-то выходит им навстречу и призывает: «Не бойтесь!», притом добавляя: «Он воскрес, как сказал!» (Мф 28,6). Именно таково благовестие из поколения в поколение даруемое нам этой святой ночью: Не будем бояться, братья, Он воскрес, как сказал! Жизнь, растерзанная, уничтоженная, погасшая на кресте, пробудилась и опять пульсирует. Биение сердца Воскресшего дано нам как дар, как подарок, как горизонт. Биение сердца Распятого есть то, что нам подарено, и что в свою очередь налагает на нас требование – дарить его другим людям, дарить как преображающую силу, как закваску нового человечества. Своим Воскресением Иисус Христос не просто отвалил камень от двери гроба – Он также желает ниспровергнуть все факторы, заточающие нас в бесплодном пессимизме, в наших подконтрольных концептуальных мирах, отдаляющих нас от подлинной жизни, в наших безоглядных поисках безопасности и безмерных амбициях, охотно играющих человеческими судьбами.

Когда первосвященник и старейшины народа в сговоре с римлянами решили, что всё у них под контролем, когда они уверовали, что последнее слово уже было сказано и притом осталось за ними, Бог вмешался, и вмешался так, что перевернул вверх дном все критерии и, тем самым, открыл новые возможности. Бог в очередной раз вышел навстречу нам, чтобы начать и утвердить новую эру – эру милосердия. Таково сохраняемое веками обетование, таков Божественный сюрприз, преподнесенный Его верному народу: ликуй, ибо в твоей жизни уже содержится семя воскресения, это предложение жизни, пока еще ожидающей своего пробуждения.

Вот что велит нам возвещать эта ночь: что сердце Воскресшего бьется, что Христос жив! Вот что изменило походку Марии Магдалины и другой Марии, вот что побудило их кинуться опрометью, кинуться бегом, чтобы поделиться услышанной Благой Вестью. Вот что заставило их вернуться к своим прежним путям и взглядам, и они спешат в город, чтобы встретиться там с другими учениками.
И я призываю вас, подобно тому, как мы вместе с ними направились ко гробу, ныне вместе с ними поспешить в город, вернуться к своим путям и взглядам. Все мы вошли в свою собственную гробницу, и я теперь призываю вас оттуда выйти! Так поспешим же вместе с женами-мироносицами возвещать Благую Весть! Устремимся скорее туда, где, казалось бы, за могилой осталось последнее слово, где, казалось бы, единственным выходом стала смерть. Поспешим возвещать, делиться, заявлять, что есть только одна правда – что Господь жив! Он жив и желает воскреснуть во множестве лиц, похоронивших свои надежды, похоронивших свои мечты, похоронивших свое достоинство. И если мы не хотим, чтобы Святой Дух вывел нас на этот именно путь, нам не следует называть себя христианами.

Так поспешим же, не скрывая своего восхищения этим новым рассветом, не скрывая своего восхищения той новизной, которой может нас одарить один только Христос. Разрешим Его милости и любви поставить нас на истинный путь, разрешим мощным ударам Его сердца поддержать слабое биение наших сердец.

 

Перевод «Сибирской католической газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна