Проповедь Папы Франциска на Мессе закрытия Юбилейного Года Милосердия в торжество Христа Царя, 20 ноября 2016 г.

Проповедь Папы Франциска на Мессе закрытия Юбилейного Года Милосердия в торжество Христа Царя, 20 ноября 2016 г.

Торжество Господа нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной, венчает собой Литургический Год, а этот год – Святой Год Милосердия. Евангелие является фактической презентацией царского достоинства Иисуса, представляя его как кульминационный пункт всего совершенного Им дела Спасения, но происходит это удивительным образом. «Христос, Избранный Божий, Царь» (ср. Лк 23,35.37) явлен лишенным власти и славы: Он пригвожден ко кресту и выглядит скорее побежденным, чем победителем. Его Царство имеет парадоксальный характер: Его трон – это крест; Его корона сделана из терна; вместо скипетра Он держит в руке трость; на Нем нет роскошных одежд, а вместо них – простая туника; на его пронзенных гвоздями руках не видно блестящих колец; Он не имеет богатств, но продан за тридцать сребреников.

Его Царство – действительно не от мира сего (ср. Ин 18,36), но именно поэтому св. Павел может сообщить нам во втором чтении, что мы обрели искупление и прощение (см. Кол 1,13-14). Величию этого Царства служит не власть, как это бывает в мире сем, но Божия любовь, способная вместить и исцелить всё сущее. Христос снизошел к нам из лона этой любви, Он разделил с нами нашу человеческую немощь, он спустился на самое дно, на котором только может оказаться человек: поставленный вне закона, преданный, лишенный крова; Он прошел через смерть, погребение, ад. И тем самым наш Царь дошел до крайних пределов вселенной, желая обнять и спасти всякое живое существо. Он не судит нас, не пытается покорить нас, никогда не пренебрегает нашей свободой, но прокладывает нам путь со смиренной любовью, которая всё прощает, всего надеется, всё переносит (ср. 1 Кор 13,7). Эта любовь сама по себе способна преодолеть и преодолевает до сих пор грех, смерть и страх – этих худших врагов рода человеческого.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы возвещаем эту единственную в своем роде победу, благодаря которой Иисус стал Царем всех веков, стал Господом истории, стал всем этим исключительно силой любви. Любовь – это сущность Бога, сама Его жизнь, у нее нет конца (ср. 1 Кор 13,8). И мы с великой радостью разделяем это сияние Иисуса – нашего Царя: власть Его любви обращает грех в благодать, смерть в воскресение, страх в упование.
Однако всё это мало что значит, если мы только признаём Иисуса Царем вселенной, но отказываем Ему в праве быть Господом нашей жизни. Всё напрасно, если мы не принимаем Иисуса лично, если мы не принимаем Его способ быть Царем. Но нам может помочь пример людей, выведенных на сцену в сегодняшнем Евангельском чтении. Кроме Иисуса действующими лицами сюжета являются люди, просто наблюдающие за происходящим со стороны, люди, непосредственно стоящие у подножия креста, и разбойник, распятый рядом с Иисусом.

Во-первых, народ. В Евангелии сказано, что «народ стоял и смотрел» (Лк 23,35). Никто не произносит ни слова, никто не выказывает какой-либо заинтересованности. Люди соблюдают дистанцию, они просто хотят посмотреть, что происходит. И мы в конкретных обстоятельствах нашей жизни и ввиду наших несбывшихся ожиданий тоже можем поддаться искушению держаться подальше от Царства Иисуса, не брать на себя соблазн Его смиренной любви, способной расстроить нас, ввергнуть нас в беспокойство. Мы предпочитаем оставаться за стеклом, быть в стороне, не приближаясь к Нему и ничего не разделяя с Ним. Но есть святые люди, принявшие Иисуса как своего Царя, и они призваны следовать путем подлинной любви, ежедневно испытывая себя: «Чего ждет от меня любовь? Куда она побуждает меня направиться? Как я отвечаю Иисусу своей жизнью?»

Другая группа состоит из старейшин народных, солдат и одного из распятых преступников. Все они издеваются над Иисусом. Они также провоцируют Его: «Спаси Себя Самого!» (Лк 23,35.37.39). Это искушение – не просто человеческое. Это искушение – сродни тому, какое дьявол предлагал Иисусу в самом начале Его пути (ср. Лк 4,1-13): отказаться от подчинения Божией воле, вместо того, чтобы следовать путями мира, сойти с креста и уничтожить врагов! Если Он – Бог, так пусть докажет Свою силу и превосходство! Это искушение есть прямое нападение на любовь: спасти себя (стихи 37 и 39), не других, но себя. Своими силами обеспечить себе триумф, себе добыть славу, себе добыть победу. Это самое ужасное искушение, первое и последнее в Евангелии. Столкнувшись с подобной напастью на Своем жизненном пути, Иисус не пускается в разговоры и не выказывает реакций. Он не пытается выгораживать себя, Он не пытается переубеждать оппонентов, Он ничего не предпринимает для защиты Своего царского достоинства. Он продолжает всё так же любить, Он прощает, Он переживает этот момент суда в согласии с волей Отца в уверенности, что любовь непременно принесет плод свой.

Для того, чтобы сопричаститься царствованию Иисуса, мы призваны всячески бороться с подобными искушениями, призваны зафиксировать свой взгляд на Распятом, еще глубже утвердиться в верности Ему. Сколько же раз даже в нашей среде доминируют поиски комфорта, сколько же раз принимаются выгодные предложения со стороны сего мира! Сколько же раз мы проявляем готовность сойти с креста! Мы уступаем соблазну власти и успеха, это кажется нам самым легким, самым быстрым путем распространения Евангелия; мы быстро забываем, каков должен быть образ действий в Царствии Божием. И этот Год Милосердия напоминает нам о том, как важно снова открыть для себя самое главное, вернуться к самому существенному. Время милосердия подразумевает призыв к тому, чтобы разглядеть подлинный лик нашего Царя, этот истинный Пасхальный Свет, вновь открыть для себя юное и прекрасное лицо Церкви, лицо, лучащееся светом, когда она гостеприимна, свободна, верна, бедна материально, но богата любовью, когда она служит на миссиях. Милосердие, приводящее нас к пониманию сути Евангелия, требует от нас отказа от тех навыков и практик, которые несовместимы со служением Царствию Божию; милосердие побуждает нас ориентироваться исключительно на непреходящее и смиренное царствование Иисуса, а не на приоритет иллюзорных регалий и преходящих властей века сего.

И еще один человек появляется на страницах Евангелия. Это самый близкий Иисусу человек – разбойник, умоляющий Его: «Помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23,42). Это человек, уверовавший в царственное достоинство Иисуса, просто взглянув на Него. Этот человек не замкнут в себе, напротив, он обращается к Иисусу – вместе со всеми своими ошибками, грехами и горестями. Он попросил «помянуть» Его и познал на опыте, что такое Божие прощение: «Сегодня же будешь со Мною в раю!» (стих 43). Как только мы предоставляем Богу возможность вспомнить о нас, Он проявляет готовность полностью и навсегда простить наш грех: ведь в Его память, в отличие от нашей, не вписано совершенное зло, и в ней не ведется счет пережитым обидам. Бог не помнит греха, зато Он помнит нас, помнит каждого из нас как Свое возлюбленное чадо. Он полагает, что никогда не поздно начать сначала, подняться после падений.

Так попросим же о даре этой открытой и живой памяти. Давайте просить о той благодати, чтобы двери примирения и прощения никогда не закрывались, чтобы у нас появилось знание, как следует преодолевать границы зла и безразличия, как открыть все многообразные пути надежды. Таким же образом, каким Бог верит в нас, независимо от наших реальных достоинств, и мы призваны вселять надежду и предоставлять возможности другим людям. Ибо даже если Святые Врата сегодня будут закрыты, истинные врата милосердия, коими есть Сердце Иисуса Христа, всегда широко отверсты навстречу нам. Это пронзенное ребро Воскресшего остается таковым до конца веков – времени милосердия, утешения и надежды.

Сколь же много паломников переступили пороги Святых Врат и вдали от бурления повседневной суеты вкусили великую благость Божию! И мы благодарны за то, что, вкусив милосердия, мы сами смогли стать орудиями милосердия. Не будем никогда забывать об этом! Так давайте же все вместе продолжать движение по тому же пути! И пусть сопровождает нас Матерь Божия, Которая тоже стояла под Крестом, Которая, будучи нежнейшей Матерью Церкви, дала нам жизнь, Которая желает собрать всех нас под Своим Покровом. У подножия Креста Она увидела, как был прощен добрый разбойник, и приняла Христова ученика как собственного сына. Она – Матерь Милосердия, и Ей мы вверяем себя: и тогда каждая переживаемая нами ситуация, каждая творимая нами молитва, попадая в поле Ее всепрощающего зрения, не останутся без ответа.

Перевод «Сибирской Католической Газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна