Проповедь Папы Франциска на Мессе освящения мира и елея 28 марта 2013 г.

Дорогие братья и сестры!

Я с радостью совершаю первую Мессу освящения мира и благословения елея как Епископ Рима. Приветствую всех вас с любовью, особенно вас, дорогие священники, которые сегодня, как и я, вспоминаете день своего Рукоположения.

Чтения, а также Псалом говорят нам о «Помазанниках»: о рабе Яхве в Книге Исаии, о царе Давиде и об Иисусе, нашем Господе. У всех троих общим является то, что помазание, полученное ими, предназначено для помазания верного народа Божия, служителями которого они являются. Их помазание – для бедных, для заключенных, для угнетенных… Прекрасный образ этого «бытия для других» освященного мира и елея можно найти в Псалме 132: «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (ст. 2). Образ разбрызгивающегося елея, стекающего с бороды Аарона на края его священных одежд, – это образ священнического помазания, которое через Помазанника достигает краев вселенной в лице священников, действующих от Его имени.
Священные одежды Первосвященника богаты символами. Одним из них является символ имен сынов Израилевых, запечатленных на камнях оникса, украшавших рамена (то есть, плечи) ефода, от которого происходит наша современная казула: шесть имен на камне правого плеча и шесть имен на камне левого плеча (ср. Исх 28, 6-14). Имена двенадцати колен Израилевых были также выгравированы на наперснике (нагруднике) (ср. Исх 28,21). Это значит, что священник совершает литургию, взяв на плечи вверенный ему народ, и нося его имена вписанными в сердце. Когда мы облачаемся в нашу скромную казулу, было бы неплохо ощущать на своих плечах бремя нашего верного народа, а в сердце – его лик, лик наших святых и мучеников, которых в наше время много!

От всей этой литургической красоты, которая заключается не столько в украшениях и драпировках, сколько в присутствии славы нашего Бога, сияющей в Его живом и утешенном народе, перейдем теперь к рассмотрению действия. Драгоценное миро, помазывающее голову Аарона, окутывает благовонием не только его самого, но разливается вокруг и достигает «окраин». Господь скажет об этом ясно: Его помазание – для бедных, для узников, для больных и для тех, кто печален и одинок. Помазание, дорогие братья, не для того, чтобы мы могли сами благоухать, и еще меньше – чтобы мы хранили его в ампуле, потому что масло прогоркнет, а сердце станет черствым.
Хорошего священника видно по тому, как помазан его народ. Это явное доказательство. Когда наш народ помазывается елеем радости, это заметно: например, когда он выходит с Мессы с лицом того, кто получил добрую весть. Нашему народу нравится слушать Евангелие, проповеданное с помазанием, нравится, когда Евангелие, которое мы проповедуем, доходит до его повседневной жизни, когда стекает, подобно елею Аарона, до краев реальности, когда оно вносит свет в экстремальные ситуации, в «периферии», где верный народ наиболее подвержен вторжению тех, кто желает отнять у него веру. Народ благодарит нас, потому что чувствует, что мы молились о повседневных реалиях его жизни, о его страданиях и радостях, о его тяготах и надеждах. И когда он чувствует, что благоухание Помазанника, Христа, приходит к нему через нас, то осмеливается доверить нам всё то, что он хотел бы донести до Господа: «помолись обо мне, отче, потому что у меня есть такая проблема», «благослови меня, отче», «молись обо мне», – такие просьбы являются свидетельством того, что елей помазания достиг края одежды, потому что превратился в мольбу, в молитву Народа Божия.
Когда мы находимся в таких отношениях с Богом и Его Народом, и благодать проходит через нас, тогда мы – священники, посредники между Богом и людьми. То, что я хочу подчеркнуть, сводится к тому, что мы должны всегда оживлять благодать и распознавать в каждой просьбе, порой неуместной, порой чисто материальной или даже банальной, – но это только на первый взгляд – желание нашего народа быть помазанным благоухающим елеем, потому что он знает, что у нас он есть. Предчувствовать и ощутить, как ощутил Господь наполненную надеждой тоску женщины, страдавшей кровотечением, когда она прикоснулась к краю Его одежды. В этот момент, среди теснившегося вокруг Него народа, Иисус воплощает всю красоту Аарона в священническом облачении и с елеем, стекающим по его одежде. Это скрытая красота, которая сияет только для тех полных веры глаз женщины, страдавшей от кровотечений. Даже ученики – будущие священники – не могут увидеть, не понимают: в «экзистенциальной периферии» они видят только бездумность толпы, теснившей Иисуса со всех сторон (ср. Лк 8,42). Господь же, напротив, чувствует, что сила божественного помазания дошла до краев Его плаща.

Таким образом, нужно «выйти», чтобы ощутить наше помазание, его силу и искупительную действенность на «перифериях», где есть страдание, есть пролитая кровь, есть слепота, жаждущая видеть, есть пленники множества пороков. Не в поисках себя или бесконечном самоанализе мы встречаем Господа: конечно, курсы «помоги себе сам» могут быть полезными в жизни, но если жить нашей священнической жизнью, переходя от одного курса к другому, от метода к методу, то это превратит нас в пелагиан, приведет к преуменьшению силы благодати, которая действует и растет в той мере, в которой нам удается с верой подарить другим самих себя и подарить Евангелие, подарить немного помазания, которое мы имеем, тем, кто не имеет ничего.

Священник, который мало «выходит» из себя, который мало помазывает – не говорю «совсем не помазывает», потому что, слава Богу, народ крадет у нас помазание (как женщина, страдавшая кровотечением, у Иисуса) – такой священник теряет для себя то лучшее, что может получить от нашего народа, то, что способно оживить самые глубокие пласты его священнического сердца. Тот, кто не «выходит» из себя, вместо того, чтобы быть посредником, постепенно становится маклером, менеджером. Все мы знаем разницу: маклер и менеджер «уже имеют свою награду», и поскольку главное для них – это корыстный интерес, а не сердце, то они никогда не получают искренней благодарности, рождающейся из сердца. Этим, собственно, и объясняется неудовлетворенность некоторых священников, тех, кто пал духом и превратился в своего рода коллекционеров антиквариата, или новинок, вместо того, чтобы быть пастырями, «пахнущими своими овцами». Вот об этом я вас прошу: будьте пастырями, «пахнущими своими овцами», пастырями среди своей паствы и ловцами человеков. Это правда, что так называемый кризис священнической идентичности угрожает всем нам и налагается на кризис культуры; однако, если мы сумеем противостоять этой волне, то сможем отплыть на глубину во имя Господа и бросить сети. Это здорово, что сама реальность ведет нас туда, где то, чем мы являемся по благодати, ясно проявляется как чистая благодать, в этом море современного мира, где единственное, что имеет значение, это помазанность, а не должность, и где оказываются полными сети, брошенные исключительно во имя Того, Чьими доверенными лицами мы являемся – во имя Иисуса.

Дорогие верные, будьте рядом с вашими священниками, с вашей любовью и молитвой, дабы они всегда были пастырями по сердцу Бога.

Дорогие священники, да обновит в вас Бог Отец Духа Святости, Которым мы были помазаны. Да обновит Он Его в нашем сердце, так, чтобы наше помазание достигло всех, даже на «окраинах», там, где наш верный народ ждет его и сможет оценить. Пусть наш народ видит в нас учеников Господа, видит, что мы облечены его именами, что мы не ищем иной идентичности; и сможет принять через наши слова и дела тот елей радости, который, придя, принес нам Иисус, Помазанник. Аминь.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна