Преизобильное богатство Святой Евхаристии

Преизобильное богатство Святой Евхаристии

Теоретическая часть Всероссийского Евхаристического Конгресса включала в себя три доклада, заслушанные на протяжении двух дней, работу в группах и подведение ее итогов.

DSC_0450Отец Дариуш Пеляк, SVD, настоятель прихода Св. Ольги в Люблино (Москва), рассказал о библейских корнях таинства Евхаристии. На первый взгляд, в Библии о Евхаристии написано немного, но это ложное впечатление. На самом деле мы можем проникнуть в неисследимое богатство этого Таинства таинств, соприкоснуться с его бесчисленными гранями, именно вникая в библейские тексты. Да, Библия прямо не учит, как нужно служить Мессу, но богословское содержание Евхаристического таинства прикровенно присутствует на ее страницах и раскрывается пытливому взору исследователя.

DSC_0014Отец Якуб Блашчишин, SVD, преподаватель Высшей духовной семинарии из Санкт-Петербурга, посвятил свой доклад историческим аспектам Евхаристии. Всегда оставаясь неизменным и тождественным себе по своей сути, это таинство по-разному переживалось верными в разные исторические эпохи, как разной была и внешняя форма его совершения.
Всего автор выделил пять таких эпох:

1. От еврейской Пасхи к Последней Вечери (I – II век)
2. От Последней Вечери к воскресной Евхаристии (II – VIII век)
3. От воскресной Евхаристии к реальному присутствию Христа (IX – XV век)
4. От реального присутствия Христа к жертве св. Мессы (XV – XIX век)
5. От жертвы св. Мессы к Таинству любви (XX век)

DSC_0062 (Copy)Именно переживанию Евхаристии как общинному Таинству единства и любви, созидающему Церковь, как это понимается богословием II Ватиканского Собора был посвящен доклад митрополита Минско-Могилевского архиепископа Тадеуша Кондрусевича «Пастырский аспект Евхаристии». Владыка, опираясь на документы Священного Учительства Церкви, выделил несколько моментов, способствующих восстановлению общинного характера Евхаристии, среди которых – активизация участия мирян в богослужении и жизни прихода, единство Евхаристической литургии и Литургии слова, качественная Трапеза слова, подготавливающая к должному восприятию Таинства, помещение воскресной Мессы в центр духовной жизни верных…

DSC_0066 (Copy)Владыка Тадеуш сформулировал также три вопроса, на которые было предложено дать ответ в ходе работы в группах. Это:

1. В чем выражается реализация учения Конституции о Божественной Литургии II Ватиканского Собора «Sacrosanctum Concilium» и послесоборного учения о совершении Евхаристии?
2. Евхаристия – это обслуживание верующих или празднование пасхальной тайны?
3. Насколько празднованию Евхаристии, особенно воскресной, в вашем приходе присущ общинный характер?

Группы, в которых состоялся обмен мнениями, имели символические, связанные с Евхаристией имена: «Горница», «Агнец», «Пасха», «Хлеб», «Жертвенник», «Фавор».
Духовная рефлексия участников выразила себя в виде ставших плодом коллективного творчества графических изображений и ряда очень метких, поразивших всех присутствующих наблюдений. Большой интерес вызвал и отчасти «провокационный» второй вопрос. При этом произошло довольно выразительное разделение на клир и мирян. Если практически все миряне видят в Евхаристии празднование пасхальной тайны, то некоторые клирики отметили, что порой им приходится воспринимать служение святой Мессы именно как обслуживание верующих, особенно если приходится в воскресные и праздничные дни отправлять несколько Месс, притом в приходах, отстоящих друг от друга на десятки, если не на сотни километров.

Итоги обсуждению подвел сам архиепископ Тадеуш Кондрусевич, он же ответил на вопросы присутствующих, сочетая при этом пастырскую серьезность и богословскую глубину с великолепным чувством юмора.

Фото В. Дегтярева (Сибирская католическая газета) и Н. Гилёвой (Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве):

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна