Помощь католической Церкви на Востоке

Несколько лет назад епископат Польши учредил специальный офис помощи католикам на Востоке. Он служит для оказания помощи — духовной, катехитической, литургической и материальной — священникам, сестрам-монахиням и мирянам, работающим в бывшем СССР. Во второе воскресенье Адвента во всей Польше произносятся молитвы в интенции Церкви на Востоке. После службы верующие имеют возможность пожертвовать свои средства для материальной поддержки пастырской деятельности. О проблемах и нуждах католической Церкви в бывшем СССР рассказывает координатор офиса в Варшаве отец Юзеф Кубицкий.

— Католическое Информационное Агентство (KAI): Какова специфика католической Церкви в странах Восточной Европы?

— Россию, которая тысячелетие была религиозной страной, в последние 70 лет пытались превратить в духовную пустыню. Со времени октябрьской революции преследовали верующих всех религий, в том числе и католиков. В то сложное время могли официально работать только несколько католических священников. Как правило, один священник обслуживал общины, отдаленные от него на расстояние от нескольких километров до нескольких тысяч. Государство на словах признавало свободу вероисповедания, однако запрещало ведение религиозной деятельности. Католическая Церковь была Церковью мучеников. Только в 1990 году положение Церкви в России изменилось к лучшему. 13 апреля 1991 года были восстановлены структуры католической Церкви в России. Из руин начали возникать храмы.

— KAI: Сколько епархиальных священников, монахов и монахинь из Польши работает на Востоке? Достаточно ли их по численности?

— Священников и других духовных лиц на этой большой территории все еще мало. На просьбы епископов о пастырской, катехитической и благотворительной помощи Церкви на Востоке из Польши выехало 250 епархиальных священиков, 450 священников-монахов и около 650 сестер-монахинь. Но этого все равно мало. На счастье, рождаются уже местные призвания. Во многих местах возрождаются епархиальные семинарии. В духовных семинариях увеличивается число клириков местного происхождения, что пробуждает надежду. Однако, пока местные общины ждут своих священников и сестер, они находятся в положении, когда помощь зарубежных священиков и сестер необходима.

— KAI: В чем заключается пастырская работа священиков из Польши на Востоке и каковы их самые серьезные проблемы?

— Священники и сестры-монахини из Польши, а также братья-монахи и добровольцы самоотверженно служат на этих больших пространствах. Во время каникул организуют для детей и молодежи «встречи с Богом»; под руководством местных епископов организуют паломничества в местные санктуарии, проводят фестивали религиозной песни. Например, в августе под покровительством епископа Леона Дубравского в городе Хмельницком в приходе Христа Царя проходил 4-й епархиальный день молодежи, на котором присутствовали 1300 молодых людей из Каменец-Подольской епархии. Часто священники и сестры включают молодежь с Востока в группы паломничества в Ченстохову и санктуарий Божьего милосердия в Кракове.

Большой проблемой для духовных лиц из Польши являются рассуждения о прозелитизме и полонизации, что пытаются приписать им некоторые противники Бога и Церкви.

— KAI: Как готовятся священники, которые собираются помогать в душепастырской работе на Востоке?

— Прежде чем начнется непосредственная подготовка священника для работы в Церкви на Востоке, о его направлении сюда решают церковные иерархи. Для епархиального священника это ординарий, для монашествующих — их настоятели. Они должны подписать договор с местным епископом-ординарием и епископом, который приглашает их в свою епархию на Востоке. Ординарий, который принимает священника, сестру или мирянина на апостольское служение, заботится о их подготовке в изучении языка, местных традиций и обычаев, гарантирует время для проведения реколлекций и оплачивает затраты на поездку в отпуск и возвращение по оконании апостольской работы.

Епископы, которые подписывают договор, обычно находятся в постоянном контакте между собой.

Некоторые духовные семинарии в Польше, учитывая, что придет такое время, что появится возможность более интенсивно работать на восточных территориях, ввели дополнительные уроки русского языка. Иногда организуются специальные курсы для уезжающих на Восток. Например, отцы-паллотины для своих священников организуют подготовительные пятинедельные курсы, которые включают изучение языка, информацию о состоянии религиозной и экуменической деятельности Церкви, куда они едут с пастырским служением.

— KAI: Как выглядит пастырство молодых и чем оно отличается от пастырства старшего поколения?

— Душепастырство молодежи состоит прежде всего в катехизации. Священники стараются выезжать с молодыми людьми на реколлекции (в Польшу в частности), хотят показать разные формы пастырства среди детей и молодежи, чтобы помочь им перенести эти формы на территорию Церкви на Востоке. Душепастырство людей пожилых очень важно и не может быть отделено от пастырства молодых. Старые очень нужны молодежи как свидетели веры. Именно они сохранили веру для последующих поколений.

— KAI: Развиваются ли движения и общины мирян?

— Католические движения представлены разными монашескими общинами, работающими на Востоке, и их харизмами. Например, сестры-урсулки развивают евхаристическое апостольство среди детей. Это же делают францисканцы, салезианцы, паллоттины, вербисты, сестры: назаретанки, кармелитки, салезианки и другие. Кроме того, в пастырскую деятельность включены движения («Оазис», «Домашняя Церковь», неокатехуменат, скаутинг, в защиту нерожденных детей и т.п.).

С 8 по 12 октября под Киевом проходил Конгресс светских католиков стран Восточной Европы, посвященный включению мирян в работу Церкви. Участниками были прежде всего светские делегации из 14 стран, возникших после распада Советского Союза. Самыми трогательными были свидетельства о жизни во время советской власти, например, кардинала Казимира Свентека, который 10 лет провел в лагере. Кроме делегатов из разных стран, на конгрессе были также представители христианских движений, активных на этой территории. Архиепископ Станислав Рылько, председатель Папского совета по делам мирян, сказал, что «окончились времена преследований, но не окончилось время испытания веры».

В заключительном обращении читаем, что самой большой проблемой сегодня является пользование свободой. Молодые интересуются живым учением католической Церкви и вопросами супружества и семьи. После стольких лет коммунизма семейные узы ослабли. Многие молодые люди Восточной Европы учатся в институтах и студиях семьи в Варшаве, чтобы в будущем поделиться полученными знаниями со своими ровесниками в своих приходах.

— KAI: Какого рода помощи ожидают католики на Востоке от Вселенской Церкви?

— Удовлетворения прежде всего духовного голода. Но священники и сестры спешат и с помощью материальной, медицинской, врачебной, кормят детей и людей, не имеющих средств на жизнь. Занимаются «детьми улицы», наркоманами и алкоголиками, а также опекают женщин, ожидающих ребенка, и одиноких матерей. Нужны средства на ремонт часовен и разрушенных церквей, на строительство новых часовен и храмов, на ремонт залов катехизации и на помощь в религиозной учебе: религиозные фильмы, пленки с религозными песнями.

— KAI: Сколько денег Вы получили в прошлом году от пожертвований и как они были использованы?

— В прошлом году из пожертвований на счет офиса поступило около 1 миллиона 300 тысяч злотых (около 10 миллионов 400 тысяч рублей). Эти деньги переданы на нужды разных епархий в Белоруссии, Литве, Латвии, на Украине, в Эстонии, России, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Казахстане и Молдове. Эта помощь предназначается на ремонт храмов, организацию работы курии епископов, на содержание семинарий. Часть средств предназначается также на материалы для формации, нужные в евангелизации верующих на Востоке. По заказу нашего офиса напечатано 5 тысяч экземпляров «Дневника сестры Фаустины» на русском языке, которые были переданы на Восток для развития культа Божьего Милосердия. Оказана помощь в распространении журнала «Любите друг друга», который имеет большой спрос как среди духовенства, так и среди молодежи и взрослых мирян. Несколько тысяч экземпляров на польском языке этого журнала получает молодежь за восточной границей Польши. Мы пытаемся также помогать в издании других журналов, например, «Святая радость», молитвенников и книг, содержащих информацию о Церкви на Востоке. Иногда священники обращаются с просьбой приобрести лекарства для прихожан, профинансировать столовую для детей, или помочь сестрам созерцательных монастырей. В прошлом году оказана помощь более чем 100 приходам, настоятели которых подали просьбы, подписанные местными епископами.

— KAI: Какие формы деятельности ведет офис помощи Церкви на Востоке в течение года?

— К нам приходят епископы, священники, сестры, работающие на Востоке. Их нужды нас перерастают, но, насколько это возможно, мы пытаемся их удовлетворить. В течение года наш офис посещают около 1000 человек, не считая мирян. Священники получают орнаты, церковную утварь, дарохранительницы, литургические книги. Мы передаем средства на ремонт часовен и храмов, на покупку громкоговорителей или церковной утвари. Кроме того, наши посетители имеют возможность получить католическую литературу: молитвенники, календари, пособия для катехизации детей и молодежи.

— KAI: Как будет проходить следующий День молитв за католическую Церковь на Востоке?

— День молитв за католическую Церковь на Вотоке мы будем отмечать уже в 4-й раз, 7 декабря, во 2-е воскресенье Адвента. Примас Польши кардинал Юзеф Глемп будет служить святую мессу в церкви Святого Креста в Варшаве, откуда мессу транслируют по радио на всю страну. В приходах по всей Польше и за рубежом, где работают польские священники, будут молиться за единство христиан. В католической прессе появляются статьи, интервью, которые осветят работу священников, сестер и мирян, работающих в католической Цервки на Востоке. В монастырских общинах, мужских и женских, а также в духовных семинариях будут служить молитвенные триденции в интенции священников и сестер, работающих на Востоке, и в интенции новых призваний для Церкви на Востоке.

(Беседовала Изабелла Матьящик)

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна