26 – 28 мая: Пастырская конференция в Преображенской епархии
Последняя неделя мая в Преображенской епархии была отмечена особыми событиями. Во-первых, ее правящий архиерей Владыка Иосиф Верт отмечал «серебряный» (25-летний) юбилей своего священства. Во-вторых, в числе юбиляров оказались и все католики Новосибирска. 100 лет назад, в мае 1909 г. был освящен первый новосибирский (тогда еще город назывался Новониколаевском) католический храм, названный именем св. Казимира. Наследниками той, первой общины являются три ныне действующих в Новосибирске католических прихода, главный из которых – приход Кафедрального собора Преображения Господня. Двойной юбилей, правящего епископа и прихода, стал поводом для нас – сибирских католиков – задуматься о собственных корнях, восстановить свою историческую память, осознать, насколько глубоко наша конфессия входит в жизнь сибирского региона. Мы – католики – не случайные гости на сибирской земле. Католицизм присутствовал в Урало-Сибирском регионе едва ли не с самого начала его освоения, католики вносили и вносят в духовную, культурную, социальную жизнь земли сибирской свой пусть скромный, но зато вполне реальный и по-своему уникальный вклад.
Все эти соображения продиктовали тему Епархиальной пастырской конференции, проходившей в соборе Преображения Господня с 26 по 28 мая: «Идентичность католиков в Сибири». Участникам конференции довелось увидеть и услышать немало интересного.
Историк Татьяна Недзелюк рассказала о жизни до-революционной католической общины Новониколаевска и о судьбе храма св. Казимира в рамках презентации своего исследования, посвященного сибирским католикам (фрагменты из него мы публикуем в этом номере СКГ и будем публиковать впредь).
Свидетельства Владыки Иосифа Верта, о. Антония Гселя (Еатеринбург) и сестер-евхаристок относились к иной, куда более трагической, но и куда более славной эпохе. Это было время жесточайших преследований на религиозной и национальной почве. Их жертвами стали российские немцы, другие национальные меньшинства, исповедующие католицизм. Вместе с тем, это было время «катакомбной церкви» с ее теплой, семейной атмосферой, во многом напоминающей атмосферу первохристианских общин. Это было время массового явного и скрытого мученичества и исповедничества. Это было время обильного роста духовных призваний, возникавших вопреки разнузданной атеистической пропаганде, вопреки громогласным обещаниям коммунистов «окончательно искоренить» религию. Многие священники и сестры-монахини из той исповеднической генерации и ныне продолжают свое служение на просторах России, Казахстана, стран Средней Азии.
Современная Российская Католическая Церковь строит свою жизнь на фундаменте мучеников и исповедников XX века. На наших глазах формируется и новая католическая идентичность. В одной общине сходятся прежде обособленные этноконфессиональные потоки: немецкий, польский, литовский, латгальский. За последние десятилетия в нее пришли и многие новые люди. Церковь стала по преимуществу русскоязычной. В этой связи Татьяна Недзелюк пояснила, что в современной социологии получили всеобщее признание термины: «квазинациональная или квазиконфессиональная принадлежность». Потомки немцев, поляков и др. часто считают себя не немцами, поляками и т.д., а «русскими» или «россиянами», однако же память о собственных корнях у них не исчезает, и они принимают религию своих отцов и дедов.
Сегодняшний день Преображенской епархии был представлен в ходе презентаций, подготовленных всеми шестью деканатами. Перед глазами участников прошла вся панорама жизни Католической Церкви в Сибири во всем многообразии ее духовных даров, служений, конкретных ситуаций.
Самым главным днем конференции, безусловно, был день 27 мая. Именно в этот день состоялось освящение памятного знака на месте, где прежде располагался храм св. Казимира, а вечером прошло чествование епископа Иосифа Верта по случаю серебряного юбилея его священства.
Сколько поздравлений выслушал Владыка, сколько теплых слов было сказано в его адрес! Его поздравил папский нунций в России архиепископ Антонио Меннини и передал ему личное поздравление Папы. Его поздравляли собратья по епископскому служению в России Паоло Пецци, Клеменс Пиккель, Кирилл Климович, специально приехавшие в Новосибирск в гости к юбиляру. Его поздравил губернатор Новосибирской области В. А. Толоконский и вручил ему (через своего заместителя) специальное благодарственное письмо. Владыку поздравил и его старый карагандинский друг, а ныне немецкий католический священник о. Александр Хоффман – от имени секретаря Епископской Конференции Германии и немецких переселенцев из России. Владыку поздравляли дети и взрослые, представители действующих в епархии общин и движений. Ему дарили самые разные подарки, наиболее значимым из которых был, конечно же, епископский посох (пасторал), врученный епископу Иосифу от имени священников епархии в конце торжественной Мессы.
Праздник закончился, а впереди был еще один рабочий день конференции, который прошел под знаком дискуссии. Участникам было предложено ответить на три вопроса: «за что вы благодарите Бога?», «чего вам недостает?», «о чем вы мечтаете?» Итоги дискуссии подвел епископ Иосиф в своем заключительном слове.
«Мы очень боимся предстать в глазах окружающих нерусской церковью, — сказал в частности Владыка. – Но Церковь и не должна быть «русской», как не должна она быть «немецкой», «польской» или «литовской». Ведь по самой природе своей она – католическая или вселенская. Куда важнее определиться с вопросом: на чем мы должны строить Церковь? Люди уходят от нас тогда, когда мы забываем, что строить нам надлежит на том фундаменте, который заложили наши предки. Но как же важно для католического миссионера (а священники и сестры-монахини являются миссионерами) хорошо знать язык той страны, в которой они служат (в данном случае это – русский язык), понимать и уважать ее культуру и традиции. Невозможно служить в России Мессу так, как ее служат, скажем, в Германии. Необходимо в полной мере учитывать восточный менталитет.
Нам следует благодарить Бога, воздвигающего нашу Церковь из руин. Нам следует благодарить наших спонсоров и те десятки тысяч западных католиков, которые за ними стоят. Нам следует поблагодарить и организаторов конференции.
К числу упущений нужно отнести все еще недостаточно налаженную работу с католиками, проживающими в малых населенных пунктах, в деревнях, хотя и в этой области есть определенные сдвиги и делается немало полезного.
Моей же мечтой, как и мечтой многих здесь присутствующих, является воспитание молодых священников в таком количестве, чтобы они могли принять эстафету от пастырей старшего поколения. И еще я мечтаю увидеть хорошие католические сайты – общероссийский, епархиальный и приходские».
Конференция завершилась святой Мессой с пением гимна Te Deum laudamus и епископским благословением ее участникам. За проведенные в Новосибирске три дня можно было очень многое узнать об идентичности сибирского католика, очень многое услышать на эту тему. Вместе с тем, тема идентичности всегда остается открытой, как остается открытой Церковь, которая не принадлежит всецело прошлому, но имеет свое настоящее и будущее, как остается открытым Господь, привлекающий к Себе все новых чад Духом Своим, Который «дышит, где хочет». Тема идентичности сибирского католика будет постоянно присутствовать и на страницах СКГ. Раскрыть ее помогут живые свидетельства – как католиков старших поколений, так и наших современников, кое-кто из которых, возможно, присоединился к Церкви сравнительно недавно. В этом номере мы предоставим слово юбиляру – нашему епископу Иосифу Верту. Его путь веры уникален, как уникален путь каждого человека, но одновременно – типичен. Это путь российского немца-католика. Наш Владыка в полной мере разделил судьбу этого многострадального, но богатого христианской духовностью народа. Прочие свидетельства, прозвучавшие на конференции, мы опубликуем позднее. Мы также просим Вас, дорогие читатели, посылать нам свои живые свидетельства. Достояние Церкви – это ее члены, живые камни, из которых складывается ее здание. И идентичность Церкви – это идентичность ее «живых камней», а значит – и всех нас в неповторимом своеобразии наших личностей.