«Папа, извини». Почему псковским католикам не найти дорогу к храму
Его предшественников зазывали на псковскую землю святые благоверные князья и содержали на собственные сбережения православные российские императоры. А сегодня он знает только один верный способ получить в Пскове кусочек земли для Католической церкви… – потому и завещал похоронить себя на чужбине.
В начале мая 2016 года газета «АиФ-Псков» опубликовала интервью с настоятелем Прихода Пресвятой Троицы Римско-Католической церкви в Пскове отцом Кшиштофом Каролевски.
— Отец Кшиштоф, как давно у псковских католиков появился в Пскове свой приход?
— Сами католики появились в Пскове, по меньшей мере, восемь веков назад. Сохранилось письмо Папы Римского Александру Невскому, в которой понтифик благодарит князя за то, что тот попросил прислать в Псков католического священника, так как здесь постоянно проживало много купцов-католиков.
В 1803 году итальянский купец Лаврентий Карри подал прошение в Синод об устройстве в Пскове католического храма.
Доподлинно известно, что в то время в Пскове насчитывалось 96 католиков. По высочайшему повелению императора Александра I им тогда передали один из пустующих православных храмов и разрешили проводить там богослужения.
Точнее, Архиепископ Псковский, Курляндский и Лифляндский Ириней в 1804 году отвел псковской католической общине храм во имя Трех Святителей упраздненного еще указом Екатерины II женского монастыря, богослужения в котором не совершались с 1758 года. Храм этот был полностью отремонтирован на пожертвования псковских католиков и освящён Могилевским митрополитом.
Но содержать священника псковской общине оказалось не по карману. Поэтому российский император назначил ему жалование в 200 рублей и добавил к этим деньгам от себя лично 500 золотых рублей единовременной помощи (оказывается, не только у президентов бывают собственные фонды!)
Вдумайтесь только! В государстве, где главенствовало православие, монарх на свои собственные средства поддержал католическую общину!
В результате община купила для католического священника дом, который сохранился в Пскове до сих пор и называется «домом ксёндза».
К 1850 году псковский приход Пресвятой Троицы насчитывал уже более двух тысяч прихожан, и поэтому они начали хлопотать о строительстве нового храма. В 1957 году храм этот был построен неподалёку от Ботанического сада.
В начале XX века в Пскове проживало уже четыре с половиной тысячи католиков. Но в 1934 году храм у них отобрали и перестроили. Сперва там был спортзал, потом школа.
Следующие 70 лет псковские католики молились у себя дома, пока в 1992 году в Псков для постоянного окормления верующих не был назначен отец Кшиштоф Пожарский, который приобрёл на окраине города дом, где силами прихожан была оборудована часовня.
Конечно же, община сразу обратилась к городским властям с просьбой вернуть католическому приходу его историческое здание. Но этого не случилось.
— Почему?
— Городские власти не смогли переселить школу, которая размещалась в этом здании, поэтому предложили католикам построить новый храм в другом месте. Несмотря на указ президента Ельцина о возвращении верующим церковных зданий.
— А как в других российских городах?
— В Великом Новгороде католикам вернули храм в центре города, и Министерство культуры уже даже выделило денежки на его реставрацию. На 23 июня запланировано освящение католического храма в городе Пушкине – там власти тоже вернули католикам здание, которое было отобрано у верующих в советское время.
Псковским католикам удалось только договориться в 1992 году с властями на словах, что католическая церковь не будет претендовать на историческое здание, а взамен ей выделят для строительства нового храма участок, на котором наш приход сейчас и находится. Остаётся только жалеть, что эта договорённость так и не была закреплена никаким документом.
Я приехал в Псков в 1999 году, через год после того, как администрация города выделали нам под строительство участок на Плехановском Посаде…
До этого я с 1989 года служил священником в Белоруссии и восстановил там три храма, в которых в советское время размещались склады и конюшня. После чего московский архиепископ Тадеуш Кондрусевич пригласил меня построить католический храм в Пскове.
Я гражданин Польши, но служу в странах бывшего Советского Союза уже 27 лет.
— Как это получилось?
— Господь Бог так распорядился. В 1981 году я начал терзаться сомнениями, становиться мне священником или нет. И обратился за советом к одному старому священнику. Он положил мою голову к себе на грудь и сказал: «Сынок, стань священником! Тебя ждёт Россия!».
В тот момент я подумал, что старик совсем спятил. В России тогда был коммунизм, ничто не предвещало никаких перемен. Но вот я здесь, как мне и было предсказано. И летом 2001-го года начал строить в Пскове католический храм.
— Кто архитектор этого здания?
— Авторы проекта – Анатолий Царик и Станислав Битный. Помню, на общественных слушаниях по их проекту кто-то задал резонный вопрос: «А почему было не восстановить и не передать католической общине старый храм?» И тогда один из историков, представитель Русской Православной церкви, говорит: «Нельзя, чтобы неподалёку от православных храмов стоял католический!».
Почему раньше было можно, а теперь нельзя? Я до этого 10 лет служил в Белоруссии и очень дружил с тамошними православными священниками. Они приглашали меня на православные праздники, я их – на католические. И никто не переживал, что православные и католические храмы находятся рядом.
…В конце концов председатель собрания выразила надежду, что когда-нибудь в будущем католическая община Пскова сможет вернуть себе и восстановить исторический храм.
Но теперь уже поздно. По правде сказать, второй храм нам в Пскове ни к чему. Нам хватит и одного.
— А сколько в Псковской области до революции было католических храмов?
— Храмы были во всех крупных городах: Острове, Опочке, Новосокольниках, Великих Луках. Это потому, что Польша когда-то входила в состав Российской империи, а большинство поляков – католики. Кроме того, многие немцы – католики, литвины – католики… В Пскове их всегда много проживало.
— А сейчас среди ваших псковских прихожан преобладают люди каких национальностей?
— В основном русские. Конечно, среди них есть такие, у кого бабушка была полькой с Украины или дедушка – белорус… Но сегодня они граждане России и в основном считают себя русскими. Часто приходят новые люди, просят их покрестить.
Например, две недели назад пришёл молодой человек (22 года) и сказал, что тоже хочет стать католиком. Но так сразу нельзя, надо готовится к крещению целый год.
— Храм так до сих пор и не достроен, почему?
— Потому что уже в 2002-м году Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий обратился с официальным письмом к президенту РФ и губернатору Псковской области с просьбой приостановить строительство нашего храма по надуманной причине: якобы мы строим храм выше Троицкого собора в кремле. Вы сами видите, что это не так.
Было много протестов, заступиться за псковских католиков приезжал консул США в Санкт-Петербурге, он рассказал мне, что президент Буш лично обсуждал эту проблему с президентом Путиным и что Владимир Владимирович дал ему слово, что храм будет достроен.
После этого я получил разрешение продолжать стройку. А губернатор Евгений Михайлов, за что я его очень уважаю, публично заявил в СМИ, что совершил ошибку, потому что был введён в заблуждение своим окружением. И сказал, что строительство ведётся по закону.
Но в 2010 году строительство католического храма в Пскове опять было приостановлено…
— Почему на этот раз?
— Об этом лучше спросить у теперешних областных властей. Мы получили все разрешения на строительство, нам говорили, что мы самые дисциплинированные застройщики, потому что выполняем все рекомендации и всё согласовываем. Но нам не продлили договор о безвозмездном пользовании землёй, на которой строится храм.
В декабре того же года архиепископ Павел Пецци встретился с заместителем губернатора, который обещал очень быстро разобраться с нашей проблемой, но она не решена до сих пор.
Два года назад в Псков приезжал посол Ватикана, ему тоже обещали, что вопрос будет решён.
Я неоднократно писал письма президенту Путину. Знаете, как тяжело попасть на приём к нашему президенту? Я говорю, «к нашему», потому что 17 лет живу в России и уже считаю себя в какой-то степени её гражданином.
Во всяком случае, моё единственное нажитое в жизни сокровище – этот храм. Но сейчас он как бы парит в воздухе, потому что под ним уже шесть лет официально нет земли! Хотя у нас имеется паспорт на этот земельный участок с кадастровым номером.
По-моему, это политическое решение и ничего больше. Только в России такое может быть. То есть, я хотел сказать, только в Пскове.
— Во сколько обошлось строительство этого храма и откуда деньги?
— 400 тысяч дойчмарок пожертвовала благотворительная организация из Германии, ещё 400 – дал один католический священник, я лично ездил в Канаду собирал пожертвования, я потратил на храм наследство моей канадской бабушки — 100 тысяч долларов.
Вы же понимаете, что я не смогу унести этот храм на своей спине на тот свет. Он останется в Пскове, в России.
Я каждый год езжу в Польшу собирать пожертвования на псковский католический приход. А ещё говорят, что поляки не любят россиян! Если бы не любили – не давали бы денежки!
— Сколько в Псковской области сегодня католиков?
— Примерно две с половиной тысячи человек. Полторы из них живут в Пскове. Среди них много армян. У нас же в регионе очень большая армянская община. Большинство из них православные, но есть также около 500 католиков. Примерно 200 псковских католиков – это литовцы.
А вы знаете, сколько всего в мире католиков? 1 миллиард 300 миллионов! А православных? По утверждению Патриарха Московского, 260 миллионов. Но мы никогда не называем православных «еретиками», мы знаем, что вы наши братья и сёстры. А то, что одни крестятся так, а другие эдак – не имеет большого значения.
Мы не забываем, что до XI века у нас с православными была единая церковь, а потом произошёл раскол.
Недавно патриарх Кирилл встретился с Папой Римским – я очень надеюсь, что это будет способствовать возобновлению нашего диалога, но пока никаких последствий не почувствовал. Месяц назад мне в очередной раз отказали в продлении договора на безвозмездное пользование землёй, на которой строится наш храм.
Самое смешное, что юридический адрес общины – Плехановский Посад, 64. Это то самое место, где стоит наш храм. Если бы мы получили эту землю незаконно, то нас бы не перерегистрировали с улицы Островской, где раньше находился юридический адрес нашей общины, на Плехановский Посад.
— Как относятся к вашему храму жители этого микрорайона и вообще псковичи?
— Никогда и никто не высказывал мне по поводу этой стройки никаких претензий. Наоборот, люди были рады, что мы построили храм на пустыре, где раньше собирались пьяницы.
Мы же не только храм в Пскове строим. Мы ежедневно бесплатно кормим на улице Гражданской 120 человек. Наши волонтёры ухаживают за престарелыми и детьми-инвалидами. А ведь мы не спрашиваем у людей, которым помогаем, какой они национальности и вероисповедания. Мы требуем у них только справку о том, что они не больны туберкулёзом.
И не даём еду, если человек приходит пьяный. Даже если пришла пьяная женщина и плачет, просит еды…
— Пьяная женщина?
— А вы где живёте? Разве вы в Пскове никогда не видели пьяных женщин?
— У вас в общине есть обязательные денежные сборы?
— Сто рублей в месяц с семьи.
— Откуда вы так хорошо знаете русский язык? Выучили здесь?
— Я ещё в школе его учил. Хотя и кое как. Помню, когда сдавал экзамен, преподавательница всё сокрушалась: «Плохо, плохо, плохо…» Еле упросил поставить мне троечку: «Я же собираюсь стать священником!». Кто же мог тогда подумать, что мне придётся служить священником в России.
— Ни разу не пожалели, что ваша судьба так сложилась? У вас здесь есть родственники?
— Мои родственники находятся за полторы тысячи километров от меня. Моя семья – это мой приход. Мои родители приезжали в Псков в 2012-м году на 25-летие моего рукоположения – меня ещё тогда глава Пскова Иван Цецерский поздравлял. А так всегда спрашивают: «Когда вернёшься?»
Моему отцу уже 84 года, надеялся, что мы с ним хотя бы после смерти будем лежать рядом в могилах. Но я ему сказал, что хочу, чтобы меня похоронили в Пскове: «Папа, извини».
Я же единственный в Псковской области католический священник. Меня повсюду узнают. Недавно в Себеже переезжал через границу, подхожу, чтобы заплатить за дорогу (там начинается платная дорога), а мне говорят: «Здравствуйте, отец Кшиштоф, мы вас знаем и знаем, как много вы хорошего делаете для псковичей! Вы не должны платить за дорогу». Но я всё равно заплатил, раз так положено.
Когда нам опять приостановили строительство храма, мне стало плохо с сердцем и я попал в больницу. Мне делали операцию – сначала под наркозом резали вену, а потом через эту вену заходили в сердце. Это было очень страшно, особенно когда профессор сказал, что надо потерпеть ещё полтора часа.
Хотел бы я понять, кому мешает наш храм. Он же будет служить людям! Всем псковичам! У нас тут такая акустика, что мы будем давать органные концерты (орган, правда, пока электронный, уже стоит в нижнем зале).
К нам приходят студенты, которые учатся на художников, рисовать наш храм изнутри.
Раньше на этом месте собирались пьяницы, теперь тут люди молятся – что в этом плохого?
Кстати, я хочу особо подчеркнуть, что католическая церковь не занимается прозелитизмом. На строительстве нашего храма работали 18 фирм – ни один рабочий и ни один директор не стал за это время католиком. По сути, наш католический храм построен православными руками!
Видели дорогу, которая идёт вдоль нашего храма? Одним из условий, которые перед нашей общиной поставил город, когда выделял нам этот участок под строительство, – обустроить эту дорогу.
Мы её сделали в 2003 году, а новый асфальт городские власти положили здесь только в прошлом.
— «Зачем нужна такая дорога, которая не ведёт к храму…»
Беседовала Ольга МИРОНОВИЧ
Источник: «Аргументы и Факты – Псков»