Папа Франциск выступил в Найроби перед священниками и монашествующими
Встречаясь с кенийским духовенством и монашествующими, Папа Франциск отметил, что в посвященную Богу жизнь и в священство не входят иначе, как через Иисуса Христа: именно Он – это врата, именно Он выбирает нас, а если кто-то пытается проникнуть к этому служению через окно, а не через Дверь-Христа, ему нужно это решительно отсоветовать.
Встреча имела место в Школе Св. Марфы, являющейся символом кенийского христианства: это – одна из первых или даже первая школа, основанная в Черной Африке католическими миссионерами. В этой школе на протяжении многих поколений формировалась политическая и культурная элита Кении. Президент страны Ухуру Кениата тоже является выпускником этой школы, о чем он заявил накануне в своем обращенном к Святому Отцу приветственном слове.
Еще следует отметить, что всю систему образования в Кении невозможно представить без монашествующих. Вся имеющаяся сеть школ, профессиональных и высших учебных заведений исторически возникла при проводящих миссию монашеских орденах и при приходах. Приходя на новую территорию, католические миссионеры первым делом открывали там школу, больницу и церковь.
Ныне на территории Кении действует 240 монашеских орденов и конгрегаций, причем постоянно возникают новые. Имеет место и бум священнических призваний, так что в имеющихся духовных семинариях не хватает мест и существует большой конкурс. Следует отметить, что в настоящее время вся структура Церкви в Кении, за небольшими исключениями, сплошь местная, африканская.
Выступая перед аудиторией, Папа Франциск отказался от написанного заранее текста и говорил экспромтом по-испански. Таким же живым был и синхронный перевод его слов на английский язык.
Святой Отец прежде призвал собравшихся всецело довериться Господу. Если Он и в самом деле их избрал, то, безусловно, доведет начатое Им дело до угодного Ему завершения. Но при этом тот, кто избрал духовную стезю, должен последовать именно за Христом, а не за какими-то другими целями, как-то собственные амбиции, обеспеченная жизнь, желание занимать в мире важную позицию. Подлинный путь вслед за Христом – это путь на Голгофу, на Крест. А вот заботы о собственном воскрешении нужно всецело препоручить Господу. И еще нужно иметь в виду, что духовное призвание отнюдь не равнозначно причислению к святым. «Все мы остаемся грешниками», — подчеркнул понтифик. В Евангелии лишь один раз упомянуто, что кто-то из апостолов плакал, и это был Петр в тот момент, когда понял, какой он на самом деле грешник. И именно этого апостола Иисус избрал и сделал первым в истории Папой.
«Никогда не переставайте плакать! – продолжил Франциск. – Если на глазах священника, монаха либо монахини высыхают слезы, значит с ним что-то не так. Плачьте о собственной неверности! Плачьте о страданиях мира. Плачьте об отверженных! Плачьте о брошенных стариках! Плачьте об убитых детях! Плачьте о том, чего мы не понимаем! Плачьте, когда люди спрашивают нас: Почему? Никто из нас не знает ответов на все вопросы». И в этом контексте Папа сослался на Достоевского и его размышления о слезинке ребенка.
Святой Отец признался, что и он сам не знает всех ответов, но, оказавшись в такой ситуации, взирает на Христа Распятого, Который и есть Ответ. «И горе монахине, монаху или священнику, если он забыл о Христе Распятом! Тем самым он попадает в смертный грех, грех, которого не выносит Бог, грех, от которого Бога тошнит. Это грех равнодушия, духовной черствости. Дорогой брат, монах и священник, дорогая сестра-монахиня, следи за собой, чтобы тебе не попасть в подобный грех».
Понтифик также указал духовным особам на значимость ежедневной молитвы: «Никогда не отдаляйтесь от Иисуса, другими словами, никогда не переставайте молиться. Но кто-то может сказать: Но отче, временами бывает так тяжело, я устал, мне хочется спать. Так засните в присутствии Господа! Это тоже некая форма молитвы. Но оставайся в присутствии Господа. Молись, не уходи с места молитвы. Если лицо посвященной Богу жизни отказывается от молитвы, его душа уподобляется засохшей ветви. И сам такой человек становится отталкивающим, он больше не может привлекать к себе. Душа священника или монаха, который не молится, становится попросту отвратительной. Прошу прощения за резкость, но так это и есть. Я задам вам только один вопрос: Если вам не хватает времени на сон, то по какой причине: из-за интернета, телевизора, радио, прессы или из-за молитвы? Так станьте же пред Богом, Который начал в вас это дело и желает его закончить».
Далее Папа Франциск напомнил, что духовное призвание равнозначно призванию на службу. «Вы призваны служить народу Божию, самым бедным, самым одиноким, людям с социальных окраин. Вы призваны служить детям и старикам, а также и тем, кто порой не отдает себе отчета в собственной гордыне. Вы призваны служить Иисусу. Соглашаясь быть призванными Иисусом, мы соглашаемся, чтобы служить, но не чтобы нам служили. Где-то год назад одна группа священников проходила духовные упражнения, и было установлено дежурство по столовой. И один священник принялся высказывать недовольство: по его мнению нужно было нанять официантов. Так вот я прошу вас, чтобы ничего подобного в Церкви не происходило. Не позволяйте себе служить».
В заключение Папа поблагодарил священников и монашествующих за их самоотверженное служение и заявил, что согласен с тем, что многие из них, особенно трудящиеся в тяжелых условиях, заслуживают быть причисленными к лику святых. Затем, по своему всегдашнему обыкновению, он попросил всех присутствующих молиться о нем.
По материалам Radio Vaticana