Отношения между Римом и Москвой вступают в новую эру

Роберт МойниганНачались подвижки на восточном фронте. Они могут стать еще более интенсивными, поскольку холода в отношениях между Римом и Москвой, как кажется, проходят, и это может иметь далеко идущие последствия для Европы и всего мира. Ватиканские комментаторы наблюдают за этими событиями с большим интересом. «Для Рима и Москвы опять наступает весна», — отметил влиятельный комментатор из Ватикана Сандро Маджистер в своей колонке от 11 декабря. Улучшением отношений мы во многом обязаны кулуарным усилиям кардинала Вальтера Каспера, «главного ватиканского экумениста», возглавлявшего католическую делегацию на недавней встрече православных и католических теологов на Кипре, и архиепископа Антония Меннини, весьма способного представителя Святого Престола в Москве.

Маджистер считает ключевыми два недавних события: 1) обновление отношений между Ватиканом и Российским государством; 2) издание в России (ред.: в официальном издательстве РПЦ) – впервые за всю историю – сборника проповедей Бенедикта XVI. По мнению Маджистер, наступившая «весна» имеет целью «защиту христианской традиции в Европе и во всем мире».

Тем самым фактически наметился новый союз между двумя силами, которые прежде не доверяли друг другу: Римом и Россией. Этот союз кажется невероятным, поскольку лишь 20 лет назад являлась атеистической страной. Преследование Церкви в СССР разворачивалось еще на наших глазах.

9 декабря было официально объявлено об установлении дипломатических отношений между Россией и Ватиканом на уровне апостольской нунциатуры со стороны Папского престола и посольства со стороны Российской Федерации. А неделей ранее принял президента РФ Дмитрия Медведева и преподнес ему свою энциклику «Caritas in Veritate» в переводе на русский язык. Накануне этой встречи, 2 декабря, в издательстве Московской Патриархии увидела свет книга, содержащая главные выступления кардинала Йозефа Ратцингера – Папы Бенедикта XVI, касающиеся европейской тематики, за последние 10 лет. Текст приводится на итальянском и русском языках, что опять-таки свидетельствует о более-менее теплых отношениях Москвы и Рима.

Предисловие к книге написал архиепископ Волоколамский Иларион Алфеев, председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Это – довольно-таки важная фигура в РПЦ и всем православном мире. Напомним, что прежде занимавший этот пост митрополит Кирилл ныне избран Патриархом Московским и Всея Руси. Церковная карьера архиепископа Илариона также, по-видимому, имеет радужные перспективы.

Итак, в написанном им предисловии 43-летний архиепископ Иларион формулирует свое видение ситуации в Европе и рассуждает о том, как вновь возникший «альянс» мог бы способствовать реализации его основных положений. Позиция Владыки Илариона произвела серьезное впечатление на Сандро Маджистера, который прокомментировал ее так: «Те, кто привык считать Православную Церковь безнадежно отставшей от времени, сосредоточенной исключительно на сохранении древних традиций и литургии, будут по-настоящему потрясены, прочитав введение к этой книге. (…) Образ РПЦ, который встает перед нашими глазами, это образ такой Церкви, которая больше не желает оставаться в гетто, но смело рвется в бой с атеизмом, не исключая и средств духовного воинствования, таких скажем, как кампании гражданского неповиновения законам, делающих допустимым то, что в глазах Бога является грехом». Те силы в Европе и США, которые протестуют против государственных законов, вступающих в конфликт с требованиями христианской морали, смогут найти у архиепископа Илариона полное понимание.

Архиепископ Иларион уже в заголовке своего текста обозначил его цель. Речь идет о помощи, которую Русская Православная Церковь может оказать Европе. А начинается он с глубоко прочувствованного сожаления православного иерарха по поводу закрытия католических и протестантских церквей в Европе. «Путешествуя по Европе, особенно по традиционно-протестантским странам, — пишет Владыка Илларион, — я всегда удивляюсь при виде многих церквей, оставленных их общинами, превращенных теперь в пабы, клубы, магазины или места светских мероприятий всякого рода». «В этом печальном зрелище, — продолжает архиепископ, — есть нечто трагическое. (…) Я приезжаю из страны, в которой на протяжении многих десятилетий церкви использовались в нерелигиозных целях. Многие храмы были полностью разрушены. (…) Но почему же религиозное пространство в западном обществе сокращается похожим образом в последние десятилетия?»

И здесь архиепископ Иларион переходит к главной мысли своей статьи: Россия может помочь. Россия может поспешить на спасение Запада. «Русская Православная Церковь с ее уникальным опытом выживания в условиях самого жесткого преследования, борьбы против воинствующего атеизма, выхода из гетто, когда политическая ситуация изменилась, возвращения своего места в обществе и пересмотра своих социальных обязательств, именно поэтому может помочь Европе».

Далее автор очерчивает круг возможного сотрудничества. «Тоталитарная диктатура прошлого не должна быть заменена на новую диктатуру панъевропейской наднациональной бюрократии. (…) Между тем, страны православной традиции не принимают законов, легализующих эвтаназию, гомосексуальные браки, употребление наркотиков, поддержание борделей, порнографии и т.п.» Короче говоря, архиепископ дает понять, что православные и, в частности, Русская Православная Церковь, которую он представляет, готова вступить в борьбу за христианские ценности на Западе вместе с католиками и протестантами.

При этом не исключается протест против неправомерных законов. «Очевидно, кампания гражданского неповиновения – это крайняя мера, на которую Поместная Церковь могла бы пойти только в исключительных обстоятельствах, — пишет автор. – Однако эту возможность нельзя отвергать априори, особенно если система секулярных ценностей станет единственным действующим в Европе правовым механизмом».

Но теперь возникает вопрос: является ли этот текст отдельным, нетипичным выступлением или же он свидетельствует о наметившейся тенденции? Аргументом в пользу последнего предположения может служить тот факт, что ватиканский официоз Осерваторе Романо счел нужным почти полностью воспроизвести статью Владыки Илариона на своих страницах в номере от 2 декабря с.г.

Джон Тэвис, видный специалист по Ватикану, в своем комментарии Службе католических новостей Конференции епископов США от 11 декабря с.г. отметил следующее: «Русская Православная Церковь выступила с инициативой, предлагая Католической Церкви стратегический союз, нацеленный на спасение “души Европы” от “западного постхристианского гуманизма”. Это предложение было выражено в предисловии архиепископа Илариона к сборнику речей Бенедикта XVI о духовном кризисе Европы, который был издан Московской Патриархией. Ватиканский официоз пошел на неординарный шаг, поместив текст предисловия почти полностью в своем выпуске от 2 декабря».

Тэвис отмечает, что тезисы Илариона созвучны взглядам 140-ка американских христианских лидеров, озвученных на конференции в Нью-Йорке и вошедших в «Манхэттенскую декларацию». Там речь шла, главным образом, о понимании брака как союза между мужчиной и женщиной и защите религиозной свободы. «Ватиканские функционеры формально пока никак не отреагировали на текст Илариона, но читали его с большим интересом», — подвел итог Тэвис.

Впрочем, подобное выступление Илариона не должно нас удивлять. Архиепископ неоднократно высказывался в пользу такого союза на протяжении предыдущих четырех лет. Общие контуры возможного сотрудничества были очерчены на семидневной конференции в Вене в мае 2006 г., гостем которой был и я. А в прошлом месяце я совершил поездку в Россию, в ходе которой встретился с архиепископом Иларионом и его ближайшими сотрудниками. Один из них – 31-летний , руководитель Православного благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова. Этот фонд был учрежден несколько недель назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла (заметим, что Патриарх Кирилл, по версии ноябрьского номера журнала «Форбс», является одним из самых влиятельных лидеров России) и призван поддерживать инициативы архиепископа Илариона по сотрудничеству с западными христианами ради защиты христианских ценностей. «Мы желаем вашей помощи, помощи католиков, западных европейцев и американцев», — сказал мне господин Севастьянов. «Святейший Патриарх Кирилл призывает к нравственному возрождению России посредством обращения к глубинным ценностям христианской веры. Такова наша позиция», — добавил он.

Отметим, что св. Григорий Назианский (Богослов) жил и творил в IV веке, еще до разделения Церкви на Восточную и Западную. Он – Отец Церкви для всех христиан.

Соучредителями фонда являются архиепископ Иларион и один из крупнейших российских бизнесменов Вадим Якунин. Его готовы поддержать и другие представители российского бизнеса. Но, по словам Владыки Илариона и господина Севастьянова, помощь американцев и западных европейцев также была бы по достоинству оценена. «Мы стремимся привлечь внимание верующих в России и заграницей, внимание всех, кто разделяет традиционные христианские ценности и хочет внести свой вклад в созидание более справедливого и более нравственного общества, — заявил Севастьянов. – Мы хотим отстаивать идею единения Запада и России на основе общих христианских корней».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна