Окна в католической архитектуре
С самого начала христианские церкви, в отличие от древних храмов, должны были быть служить местом для собраний верующих. Обычай народов Востока и Юга, где христианские храмы появились в первую очередь, требовал, чтобы внутрь помещений проникало много света сквозь большие отверстия в стенах, то есть окна. И в самом деле, ранние христианские базилики отличаются большим количеством окон, расположенных частично в центральном нефе, который был специально для этой цели несколько приподнят, частично в боковых нефах и на фасаде.
В Западной Европе, или, точнее, в странах, находившихся под римским влиянием, прежнее расположение окон на боковых стенах бывает трудно установить из-за часовен и различных других строений, которые нередко пристраивались позднее. На Востоке, однако, где, согласно обычаю, для строительства церковных зданий выбирались обособленные места, большие окна были правилом. Место окна определяется архитектурным устройством базилики; как правило, положение окна определялось расстоянием между двумя колоннами. Однако из этого правила на Востоке существовало множество исключений, поэтому в Бакуса в Сирии окна расположены близко друг к другу и над колоннами, а в Калат-Семан каждое межколонное пространство содержит два окна. В большинстве случаев два или три окна, объединенных в группы – что позже стало правилом для романской архитектуры – уже тогда были частым явлением в ранней христианской архитектуре Малой Азии. Форма окна почти везде представляла собой прямоугольник, обычно имеющий округлый верх, изредка – прямую перемычку. Когда использовалась последняя, она, как правило, представляла собой что-то среднее между полукруглой аркой и клиновидным камнем.
Оконные украшения едва ли были возможны в храмах Западной Европы, которые, как правило, были построены из кирпича, в то время как сирийские каменные церкви, а в исключительных случаях – храмы школы Сполето, характеризуются богато изукрашенными контурами и ленточными орнаментами. От того смутного периода, продолжавшегося до времени Карла Великого, и позднее, вплоть до начала романского искусства, сохранилось несколько памятников, которые дают ясное представление о господствовавшей тогда оконной архитектуре. Согласно исследованиям Хаупта, окна первых германских церквей имели вверху круглую арку, которая, как правило, была выдолблена из камня. Как ни странно книзу эти окна были часто несколько шире, чем кверху. В Испании, Англии и Франции не было ничего необычного в том, чтобы увенчать оконный проем подковообразной аркой, верхняя часть которой образовывалась двумя косо поставленными камнями. Пример использования этого метода находится в Дирхерсте в Англии. Окна этого периода часто очень различаются внутри и снаружи, гораздо более богатые украшения находятся на внутренней стороне, как в Сен-Жермен-де-Пре во Франции.