Общение как пространство спасения: точка зрения Йозефа Ратцингера
23 января 2015 года в римской академии Святого Альфонса состоялась презентация книги о. Клаудио Бертеро «Личность и общность. Перспектива Йозефа Ратцингера».
Предлагаем вниманию читателей фрагменты из презентации кардинала Герхарда Мюллера, префекта ватиканской Конгрегации вероучения, опубликованные русской службой Радио Ватикана:
На протяжении более пятидесяти лет с именем Йозефа Ратцингера связывают оригинальный взгляд на единое целое систематического богословия. Его труды объединяют в себе научные богословские знания с образом живой и выстраданной веры. Как наука, имеющая свое естественное место в Церкви, богословие показывает нам особое призвание человека как творения и образа Божия. В своей научной деятельности Йозеф Ратцингер всегда умел черпать из своего восхитительного знания истории богословия и догм, передаваемого в просвещающей манере, подчёркивая божественное видение человека, на котором всё основывается.
Для того чтобы сделать это видение доступным для многих, богословие использует уникальные лексические и лингвистические средства, из-за чего трудные для понимания рядового читателя темы не воспринимаются как сложные технические размышления, — и значит, не предназначенными для всех, — а остаются прозрачными в своей внутренней линейности. В центре всего этого находится воля Божия говорить к каждому человеку и Его слово, которое является светом, просвещающим всякого человека (ср. Иоанна 1, 9).
За долгий путь от конца античности до современности ни один епископ и богослов не оставил на тему веры, богословия и вопроса о природе Церкви более глубоких трудов, чем святой Августин. Он посвящал себя проблемам веры с пылким и уверенным вдохновением человека, твёрдо знающего о Боге и о спасении, которое даётся нам в Иисусе Христе. Божья благодать помогает человеку понимать веру не как простое теоретическое построение, но как встречу с живым Богом, которая происходит в сердце каждого человека. Поскольку человек есть «существо социальное», то христианство по существу и в первую очередь является отношением между человеком и человеком, а не между человеком и какой-то нравственной идеей или объективным духом закона, или наукой, культурой, религией и философией.
Вера — это отношения человека с Иисусом, а через Него — с Богом и, тем самым, это живое общение с теми, кто принадлежит Ему в Церкви, как общине веры, надежды и любви. Личность человека развивается в отношениях с личностью матери, отца, братьев и сестёр, друзей и наставников, а не с абстрактной идеей родительства, с функциональным планом обучения, со структурами системы образования или академической университетской системой. Отношения между людьми всегда превалируют над сферой материального, чтобы человек «не потерял свою душу».
В своем углублённом изучении богословия святого Августина Йозеф Ратцингер уловил, среди других фундаментальных и взаимосвязанных аспектов, сложное измерение евхаристического подхода экклесиологии к Церкви как к зримому глазом строению:
«Не существует отдельного учения о Евхаристии и отдельного учения о Церкви, но они оба являются одним и тем же. Церковь рождается и пребывает в благодати того факта, что Господь сообщает Себя людям, входит в общение с ними, тем самым вызывая их к общению друг с другом. Церковь есть общение Бога с нами, которое в то же время создает истинное общение между людьми. Поэтому Церковь всегда созидается вокруг алтаря».
Отношения с Иисусом являются сердечным признанием Его личности во имя любви. И эта любовь, естественно, понимается не как простое чувство в противовес историческим источникам, подтверждающим Событие, которое является истоком этой любви. Здесь любовь означает принять кого-то другого без каких-либо условий; она означает ощущать, что этот другой признаёт и полностью принимает безоглядно любящего его. Иисус есть не только exemplum, образец, — Он есть прежде всего donum, дар. Мы живём в Боге в той мере, в какой Он живёт в нас. Поэтому встреча в духе любви с Иисусом есть искупление: не только потому, что мы, как творения, пытаемся отождествить себя с Богом, но и потому, что Бог отождествляет Себя со Своими творениями, возлюбив нас ещё когда мы были грешниками (см. 1Ин 4, 10-16).
Множество отдельных утверждений, касающиеся христианского видения человека могут быть собраны и систематизированы в мариологии таким образом, чтобы она могла восприниматься как конкретная антропология. Если мы не будем сводить благодать к простому утверждению, что Бог примирился с нами, но станем воспринимать эту благодать как Его реальное явление нам, и, следовательно, как изменение нашего положения по отношению к Нему, то мы должны обязательно говорить об ответе человека. Этим ответом является сам человек в своей преданности Богу. Поскольку Бог, в Его Само-сообщении, есть начало и содержание нашего само-осуществления по отношению к Нему, то это само-осуществление, воплощённое в жизнь нашей свободой, есть истинное согласие и истинное сотрудничество в замысле спасения.
Однако это сотрудничество заключается не в завершении спасительной причинности, которая исходит от Бога, равно как и не состоит в автономной деятельности, исходящей с нашей стороны.
В случае Пресвятой Богородицы, её сотрудничество в искупительном замысле может заключаться в том, что Она принимает это спасение добровольно, по благодати, через веру. Таким образом, Своей свободой Мария способствует тому, чтобы Само-сообщение Бога достигло человека. Исходя из этого, в зависимости от ипостасного союза Иисуса Христа — в Котором мы имеем перед собой совершенное и полное Само-сообщение Бога и его принятие человеком — Пресвятая Дева Мария есть первый плод и идеальное представление само-сообщения, принятого Богом. И это представляет собой своего рода компендиум, то есть, сжатое изложение замысла спасения.
Итак, мы не можем просто сказать, что Бог со Своей инициативой спасения идёт к нам, и что мы должны ответить Ему, рассчитывая на наши собственные силы: в таком случае Бог и человек были бы поставлены на один и тот же уровень. Истина здесь скорее заключается в том, что Бог есть наш Творец: Он сообщает Себя нам таким образом, что наша тварная природа динамизируется (то есть, ей придается особая энергия) и поднимается на трансцендентальный уровень по отношению к Нему, в силу Его же благодати. Из этого следует, что компендиум спасения — это не просто Само-сообщение Бога, но Само-сообщение Бога, принятое нами добровольно, свободно и в полученной благодати. Пресвятая Дева Мария не воспринимает ниспослание Ей благодати в качестве частного религиозного деяния: это Божье Само-сообщение и есть место и цель спасения. Чем больше человек является святым и исполненным благодати, тем больше он открыт для общества и чувствует свои обязательства по отношению к нему. Богословская антропология, особенно в своей квинтэссенции в мариологии, служит для познания величайшей и непреложной истины: Бог стал человеком ради того, чтобы мы — через человечество Иисуса Христа (как Главы и Тела) — принимали участие в жизни тринитарной Божьей любви. В участии в Божественной жизни проявляются особые отношения с отдельными ипостасями Божественных Лиц.
Подобно тому, как Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия, через веру стала дочерью Отца, матерью Сына, Слова, ставшего плотью, а также храмом и Невестой Святого Духа (ср. Апостольская Конституция Второго Ватиканского собора Lumen Gentium, п. 53), так и все верующие призваны стать во Христе сынами и дочерями Бога. В вере и в ученичестве Христос, можно сказать, свидетельствован перед миром. Все верующие, будучи храмами Духа Святого, призваны к дружеской и сокровенной любви к Святому Духу.
В своей впечатляющей книге о. Клаудио Бертеро переходит к аналитическому обзору основных аспектов, чтобы затем снова соединить их в эффективном заключительном резюме. Эти аспекты, относясь конкретно к области антропологии, определили конечную цель его вдохновенного исследования богословских трудов Йозефа Ратцингера.
Изначальное Само-сообщение Бога в творении и Его принятие со стороны духа и свободы человека не имело бы никакого значения, если бы история Бога с людьми не состояла в откровении Бога в качестве содержания, которое дополняет Его же творения. Бог создаёт мир и сообщает Себя человеку, чтобы быть и править как Бог, превыше всего и во всём (ср. 1Кор 15, 28). В истории спасения становится манифестом также тайна Триединого Бога, когда воплощённое Слово Божие, посредник и новый Человек Иисус Христос, делает из грешника «нового человека», «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол 3, 10). Но духовная природа и творение, предрасположенное к любви находят свое свершение только в участии в тринитарном познании Бога и в участии в любви Божественных лиц Отца, Сына и Святого Духа.
Источник: Радио Ватикана