Обращение участников V Пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета
Представители православных, католических и протестантских христианских общин стран СНГ и Балтии приняли участие в V Пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК), который состоялся 26 апреля 2017 года в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. В числе участников встречи были представители из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии.
Модерировали дискуссию, посвященную теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия», сопредседатели ХМКК – председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, ординарий католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр.
Участники форума утвердили новую редакцию Положения о Христианском межконфессиональном консультативном комитете, а также Коммюнике.
По результатам работы был принят итоговый документ – Обращение участников Пленума:
Мы, представители христианских конфессий Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии, собрались в Санкт-Петербурге для участия в V пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета, посвященного теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия».
В этом году мы вспоминаем о событиях столетней давности, которые наложили неизгладимый отпечаток на жизнь наших народов, повлияли на ход истории всего человечества. Историки и политики по-разному оценивают события XX века. Но мы размышляем, прежде всего, о духовных причинах и следствиях тех потрясений, которые произошли на территории наших стран.
Революция 1917 года пробудила в народных массах низменные и темные начала, стала причиной страданий и гибели миллионов людей. Многие погибли в братоубийственной войне, умерли от голода, были замучены в лагерях и тюрьмах. Другие оказались в вынужденном изгнании, испили горькую чашу пребывания на чужбине и неизбывной тоски по Родине.
«Не из праха выходит горе и не из земли вырастает беда» (Иов 5:6). Причины катастрофических событий прошлого столетия коренятся в отступлении значительной части общества от Бога, потере духовно-нравственных ориентиров, разобщенности среди христиан, пренебрежении христианской моралью, охлаждении христианской любви и иных добродетелей, утрате подлинного смысла религиозного образования, усугублении социальных противоречий и обострении классового антагонизма. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:1).
Раны тех событий дают о себе знать до сих пор. Их исцеление требует не только времени, но и духовного подвига: покаяния и взаимного прощения. Каждая сторона конфликта отстаивала свою классовую или социальную правду. Но история учит, что, если такая, всегда частичная, правда, абсолютизируется и на основании этого одна из частей общества противопоставляется другой – происходит гражданский взрыв, рушащий основы государственного порядка и социальных отношений. Призывая к прощению и покаянию, христиане свидетельствуют, что есть более высокая правда: правда принятия другого, любви к ближнему и служения друг другу. Именно следование этой правде является основанием для мирной и созидательной жизни людей и народов.
Социальный раскол, порожденный революцией и гражданской войной, имел длительные последствия. Репрессии безбожных властей против населения собственной страны, в том числе – против христиан, стали естественным следствием этого раскола. С христианской точки зрения никакие цели не могут оправдать ни принудительную коллективизацию, ни репрессии против целых социальных групп, ни насильственное переселение народов. Эти проявления террора лишили наши народы их лучших представителей, нанесли серьезный ущерб нравственности и привели к утрате многих духовных ценностей.
Христиане разделяли судьбу своих соотечественников. В нечеловеческих условиях ГУЛАГа они несли своим товарищам по несчастью весть о надежде, дарованной Христом. Трагические события явили подвиг христианских новомучеников, кровь которых стала новым семенем христианства. Идя на смерть за свою веру, они молились об Отечестве, будучи уверены, что Бог принесет духовное пробуждение нашим народам. Господь всегда особенно близок к тем, кому приходится проходить через испытания. Христиане прошли этот путь вместе со всем народом, сохраняя верность Господу и прилагая все усилия для процветания своего земного Отечества и его защиты в страшные годы Великой Отечественной войны. И это – в условиях, когда за веру во Христа приходилось терпеть притеснения, а подчас – и прямые гонения!
Историки по-разному оценивают падение Советского Союза. Миллионы людей, получив возможность услышать Слово Божие, открыли для себя веру Христову – веру, которую безуспешно пытались искоренить на протяжении нескольких десятков лет. Мы верим, что духовное возрождение – это ответ на молитвы тех, для кого следование за Христом означало страдания и смерть. Мы чтим их подвиг и благодарим Бога за небывалую духовную жажду и обращение множества людей к Христу в ответ на их молитву.
Этот период характеризовался не только массовым обращением людей ко Христу, но и новыми вызовами христианскому служению. Окружающий мир ставит под сомнение традиционные основания нашей цивилизации – достаточно вспомнить отказ от упоминания христианских корней в конституциях некоторых европейских стран. Особенно серьезному давлению подвергается семья, которая, с христианской точки зрения, является основой как Церкви, так и общества.
Ситуация постсекулярного мира в духовном смысле напоминает ситуацию первых веков христианства, когда члены Церкви должны были нести свидетельство о Христе в языческом окружении. Современного человека нельзя назвать неверующим: он может верить во что угодно, но эта религиозность нередко бывает бесконечно далека от библейской веры. А значит, заповедь Господа «идите и научите все народы» (Мф. 28:19) остается актуальной и сегодня для всех христианских конфессий. Не менее актуальна и другая заповедь Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Для нашего современника дела являются более весомым свидетельством о Христе, чем слова. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Потому всё более важной составляющей этого свидетельства в современных условиях становится социальное служение, которое консолидирует христиан разных конфессий.
Вспоминая историю прошедшего столетия, мы не только размышляем о прошлом. Уроки истории необходимы, чтобы идти в будущее. Именно христиане, имея двухтысячелетний исторический опыт, могут и должны указать на те вызовы, с которыми столкнется человечество в будущем.
Значительная часть этих вызовов связана с быстрым развитием технологий, особенно – биомедицинских и информационных. С одной стороны, мы видим в технологическом развитии все более полное раскрытие в человеке образа Творца, но с другой – возникает опасная иллюзия человеческого всемогущества. Наши современники всё больше поддаются соблазну, выраженному в словах библейского змея: «будете как боги» (Быт. 3:5).
Другие вызовы лежат в социально-экономической сфере. Проблема все более нарастающего неравенства между отдельными людьми и целыми народами, вопросы совместного проживания людей разных культур и убеждений, вооруженные конфликты, манипулирование общественным сознанием и многое другое – на все эти вопросы пока нет удовлетворительных ответов.
Мы осознаем историческую ответственность, которая лежит сегодня на людях веры, представителях христианских конфессий наших стран. Мы призваны иметь свою – христианскую – повестку дня, в которой будет предложен ответ на наиболее актуальные вопросы, стоящие перед человечеством, из глубины христианского откровения и опыта церковной жизни. И ответ этот должен быть дан не только на словах: христиане призваны всей своей жизнью явить иное представление о настоящем и будущем, чем то, которое предлагает секулярный мир.
Наша вера дает нам основание смотреть в будущее с надеждой: каждый день приближает нас ко второму пришествию Христа! В будущем Его Царство явится во всей полноте, величии и славе, но и сейчас Христос является нашим Господом и Царем. Зная это, мы будем продолжать молиться за наши страны и народы, трудиться для их процветания и нести радостную весть о Христе нашим современникам. И мы верим, что труд наш «не тщетен перед Господом» (1 Кор. 15:58)!
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА