О любви не только для молодежи
Что заставляет нас вставать каждое утро, ходить на работу или на занятия? Что заставляет нас жить в постоянном ожидании чего-то? Внутри каждого человека есть то, что объединяет его со всеми людьми. В самой глубине человеческого естества всех людей объединяют одинаковые потребности: потребности в справедливости, в истине, в любви и в счастье. В Библии это называется сердцем. Человеческое сердце — это единство чувств и разума.
Все свою жизнь я очень остро чувствовала в себе эту потребность — быть любимой и любить. В шутку я иногда говорю, что хватит пальцев на одной руке, чтобы пересчитать те дни, в которые я не была ни в кого влюблена. Но в чем заключается эта потребность в любви? Мне необходим кто-то, кто сказал бы мне: «Как я счастлив, что ты существуешь», и кому я могла бы ответить то же самое, с благодарностью за то, что мне дано.
Каждое чувство любви уже содержит в себе обещание счастья. Даже первая влюбленность, первые симпатии, которые быстро вспыхивают и быстро проходят, дают нам надежду на то, что могло бы полностью ответить на эту потребность нашего сердца. Но в каждом любовном переживании мы всегда ищем чего-то большего.
Когда я училась в университете, я была очень влюблена в одного парня, который учился вместе со мной, и он тоже очень любил меня. Летом он приехал в гости ко мне домой, и я была очень счастлива этой возможности видеть его каждый день. Но чем больше я видела его, тем больше — бессознательно — чувствовала, что мне чего-то не хватает. Чем больше мы были вместе, тем сильнее внутри меня возникала мысль: «Я так хочу бесконечного счастья, а ты не можешь дать мне его». Через несколько месяцев мы расстались. Со временем мне и ему стало ясно, чего нам не хватало. Он стал священником, и я познала свое призвание!
Когда мы любим кого-то, часто замечаем, что мы не в состоянии любить его так, как нам хотелось бы. Например, нам хотелось бы отдать жизнь за того, кого мы любим, но в то же время мы полны претензий по отношению к нему. И то же самое происходит с ним. И так, со временем, этот человек надоедает нам и даже начинает нас раздражать. Сегодня мне кажется, что я хочу выйти за него замуж, но уже завтра появляется кто-то другой, а послезавтра — еще кто-то. Или, например, когда мы любим кого-то глубоко и серьезно, нас охватывает страх потерять, его: ведь он может измениться и устать от меня или заболеть и умереть. Так становится ясно, что, чем больше и глубже мы любим, тем важнее для нас становится присутствие Христа, потому что только Он может сохранить навеки нашу любовь и того, кого мы любим. Уже только поэтому все люди вынуждены признать присутствие Христа. Говоря эти слова, я вспоминаю об одном своем знакомом, который никогда не верил в Бога, но начал молиться, когда умирала его любимая жена.
Но чтобы найти ответ на эту нашу потребность в полноте и вечности, нужно отдать себе отчет в том, что является основой и сущностью нашего «я» и наших любимых. Это значит задавать себе вопросы: «Почему я встретила этого человека? Почему я влюбилась именно в него? Почему этот человек так притягивает меня? Почему он вообще существует и почему он создан именно для меня? И почему существую я сама? Для кого я существую и кому я принадлежу?»
Посмотрите на себя. Кто из вас сам дал себе жизнь? Кто из вас приказывает своему сердцу биться, легким дышать? Для каждого человека абсолютно очевидно, что не он сам дает себе жизнь. Мы созданы кем-то Другим, Кем-то, кому мы могли бы сказать: «Я — это Ты, творящий меня» или «Ты есть в большей степени я, чем я сам». Мы созданы Тайной. А Тайна не является чем-то абстрактным. Это реальное присутствие Бога, ставшего человеком. Вы только подумайте: Он настолько любит нас, что захотел воплотиться и стать нашим другом и спутником!
Если один из моих друзей влюбляется в кого-то, мне хочется сказать ему: «Ты очень любишь свою девушку. Но скажи мне, в конечном счете, из чего она сделана? Она создана из Тайны, то есть она создана Тайной. И нет ничего более очевидного для тебя в этот момент! Кто поставил ее на твоем пути? Господь пространства и времени, держащий в Своих руках все нити истории: Христос, Которым и была создана твоя девушка. И кто сохранит ее для тебя завтра? Кто не позволит ей исчезнуть? — Он. Он поставил ее на твоем пути, Он дал ее тебе в вечные спутницы жизни. И тогда как можешь ты не испытать огромной нежности ко Христу, еще большей нежности, чем ты испытываешь к этой девушке?»
Для истинной любви нам необходим Христос. Иначе сказать кому-то «я люблю тебя навсегда» или «я не могу жить без тебя» было бы ложью. И только если мы признаем в любимом знак Христа, создавшего его и всю вселенную, эти слова становятся истиной.
Но что означают эти слова: любимый человек является знаком Христа? Представьте себе, что ваш любимый сейчас с вами, и попробуйте посмотреть на все, что вас окружает: зал, стулья, лес, небо, задав себе вопрос: «Кто позволяет всем этим вещам существовать?» А потом посмотрите на лицо того, кого вы любите. Именно в эту минуту Кто-то дает жизнь ему и красоту вам. Перед вами чудо, чудо творения. Представляете, насколько вам стало бы почти страшно прикоснуться к этому лицу, насколько таинственным и драгоценным оно показалось бы вам? Это лицо становится священным, почти как причастие. И за него действительно можно отдать всю жизнь. Более того, весь мир, все вещи становятся прекрасными именно потому, что с вами есть это лицо. Ведь совсем не одно и то же — восхищаться прекрасным закатом в одиночестве или с любимым человеком! Поэтому, чтобы любить всех людей, надо истинно и глубоко любить одного человека. Предпочтение открывает наше сердце всему миру.
Всегда спрашивайте у самих себя: «Какое отношение имеет эта любовь к звездам, к морю и небу? Что общего между ними?» Только видя в любимом знак иного присутствия, видя, что он связан со всем миром и с Творцом всего, вы никогда не устанете все с новым удивлением смотреть на вашего любимого, никогда не устанете любить его и идти вместе с ним по жизни.
Противоположность этому суждению, этому опыту — претензии к тому, кого вы любите, стремление завладеть им и лишить его свободы. Претензии могут выражаться не только напрямую, но и по-другому: вы чувствуете себя спокойно, все в порядке, он или она все равно любит меня. Так мы теряем любимых, потому что больше не понимаем их и не стремимся покорить их сердце.
Одна моя подруга (очень красивая девушка) рассказала мне о том, как она до недавнего времени относилась к мужчинам. Она сказала: «Я заметила, что, когда я встречала нового парня, ни на минуту не сомневалась: «Я знаю, как ты сделан и чего ты хочешь. Я знаю, как завоевать тебя. Но в обмен ты должен мне это и это». Но неожиданно, после разговора с одной своей подругой, она стала думать: «Так странно, если я признаю в себе самой желание бесконечной любви и бесконечного счастья, почему я свожу желания мужчин к биологической функции? Ведь они созданы для счастья так же, как и я, и в их глазах та же бесконечная тайна». Она говорила, что так перестала пытаться все просчитать и предъявлять претензии своему парню и впервые поняла, как же сильно она любит его.
Когда мы признаем в любимом человеке знак присутствия Христа, он становится для нас самым драгоценным товарищем на пути к нашей судьбе (к нашему предназначению). Мы вместе не затем, чтобы сидеть и смотреть друг на друга, но чтобы вместе идти навстречу нашей судьбе. Тогда в совместной жизни возможны и жертвы, чтобы помочь друг другу идти навстречу нашей судьбе. Эти жертвы необходимы, потому что мы не можем переделать человека, которого любим. Не мы придумали его, он был создан Другим, Который дал ему определенную задачу, определенное призвание в жизни. Истинно любить значит жертвовать.
И последнее замечание, которое мне хотелось бы сделать. Все потребности, что есть в нашем сердце (потребности в счастье, в любви, в справедливости и в истине) существуют в каждом человеке от природы. Но общественное мнение и мир, в котором мы живем, стремятся всеми способами подавить их. Например, часто говорят: «Живи, как все. Не задавай слишком много вопросов. Довольствуйся тем, что мы даем тебе». Исходя из своего собственного опыта, могу сказать, что невозможно не быть задавленным этим образом мышления без друзей, которые истинно любят тебя и постоянно напоминают, Кем ты создан и чего хочет твое сердце. Если сегодня вы пришли сюда, то только потому, что Кто-то истинно любит вас. Следуйте за Ним, испытайте на своем опыте то, что Он вам предлагает. Как написал апостол Павел: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес. 5,21).
Бернардетта Пазолини Новосибирск